Девелоперы обустраивают в домах кинозалы
Частные кинозалы все чаще будут делать девелоперы в жилых комплексах бизнес-класса. Такие помещения будут развиваться, тогда как классические кинотеатры переживают сложные времена.

В 11% строящихся жилых комплексов бизнес-, премиум- и элит-сегментов в столице (в 19 из 175) девелоперы закладывают частные кинозалы, подсчитали аналитики консалтинговой компании NF Group и девелопера PIONEER. Лишь в одном предполагается открыть настоящий кинотеатр в торгово-развлекательном центре, входящем в жилой проект.
Чаще всего кинотеатры включены в состав внутренней инфраструктуры жилых комплексов, доступной исключительно для жителей. В единичных проектах включен общедоступный формат в рамках коммерческой инфраструктуры. Девелоперы по-разному обозначают формат этого помещения. Где-то это просто кинозал, в других проектах - мини-кинотеатр в детской игровой комнате, в третьих - кинотеатр под открытым небом или кинотеатр на крыше либо relax-гостиная с возможностью просмотра кино.
"Для девелопера это способ выделить свой проект на фоне остальных и создать еще одно комьюнити-пространство. Частные кинотеатры, безусловно, являются определенным преимуществом для резидентов", - поясняет коммерческий директор компании PIONEER Алиса Шишнина. "К новым проектам покупатели предъявляют высокие требования и особенно ценят клубную инфраструктуру, рассчитанную только на жителей и их гостей. Это могут быть коворкинги, клубы для детей и подростков. Также распространены частные фитнес-клубы и beauty-зоны, куда можно пригласить своего стилиста или парикмахера. Здесь все зависит от концепции жилого комплекса. Наличие кинотеатра - это также дополнительная ценность, которая при этом не является ценообразующим фактором", - отмечает топ-брокер Whitewill Екатерина Левина.
В летнем кинотеатре одного из премиальных домов, к примеру, помещение оснащено профессиональным оборудованием и акустической системой, есть удобные диваны и пледы, рассказывает СЕО сервисной компании "Азбука" (ГК "Железно") Татьяна Демина. Программу показов курирует сервисная команда, учитывая пожелания жителей. Это могут быть приватные показы (жители самостоятельно выбирают фильмы и приглашают гостей, а консьерж-сервис обеспечивает техническую поддержку), тематические показы с совместным просмотром фильмов, специальные события - встречи с экспертами в области кино. Показы обычно бесплатны для жителей, стоимость включена в тариф за проживание, но доступ на встречи с экспертами проводится за отдельную плату.
Аудитория больших многозальных кинотеатров торговых центров отличается от посетителей небольших частных, говорит вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. Первый - скорее массовый сегмент, а в частные камерные кинотеатры ходят в основном жители ближайших домов или ценители комфортного просмотра. Соответственно, различаются и качество картинки и звука. Для жилых районов это скорее возможность разнообразить инфраструктуру проекта и дать больше различных сервисов и активностей его жителям. "Думаю, что эти кинотеатры будут умеренно развиваться, в отличие от больших массовых кинотеатральных сетей, которые последнее время находятся в сложном положении", - полагает Люлин.
В торговых центрах Москвы, запущенных еще с 2023 года, не открылось ни одного нового кинотеатра, рассказывали ранее аналитики IBC Real Estate. А в стабилизированных торговых центрах их доля сейчас достигает 7%.
"Еще несколько лет назад кинотеатры были одной из ключевых точек притяжения трафика в торговых центрах. Однако развитие стриминговых сервисов, санкционные ограничения и другие факторы стали причинами для постепенного сокращения в торговых центрах числа кинотеатров", - отмечают в компании.
При этом основной категорией арендаторов в новых торговых центрах являются игроки категории "спортивные пространства" - на данный момент их доля превышает 20%. И именно фитнес-клубы часто занимают площади бывших кинозалов в реновированных советских кинотеатрах, поскольку они имеют похожие технические требования и увеличивают посещаемость объектов в целом.
Каждый шестой мигрант в России работает на стройке, в целом по России таких строителей около миллиона. При этом поток рабочей силы из стран СНГ постепенно снижается, но к концу года может вырасти число рабочих из Индии и Северной Кореи.
Раньше Россия была почти единственным рынком привлечения труда для Средней Азии. Однако сейчас у России появляются серьезные конкуренты - страны Ближнего Востока. Но агентства по трудоустройству из Индии видят, что уменьшается спрос на их традиционных рынках - в Дубае, Садовской Аравии, Сингапуре - и звонят с предложениями российским застройщикам. Сейчас в РФ работают от 40 тыс. до 100 тыс. индусов. В России сейчас находятся и около 15 тыс. рабочих из Северной Кореи, и до конца года это число вырастет до 50 тыс., считает помощник председателя совета директоров ГК ESKADRA Павел Беленец.