Владимир Путин обсудил развитие сети аэропортов и реализацию проекта высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург

Путин обсудил с членами правительства развитие опорной сети аэропортов
Президент России Владимир Путин провел совещание с членами правительства. Основной темой стало развитие опорной сети аэропортов.
Владимир Путин потребовал от членов кабмина не сбавлять темпов развития аэропортов.
Владимир Путин потребовал от членов кабмина не сбавлять темпов развития аэропортов. / Гавриил Григоров / пресс-служба президента РФ / ТАСС

Прежде чем перейти к основному вопросу, Владимир Путин попросил статс-секретаря - замминистра обороны Анну Цивилеву доложить по социальному обеспечению бойцов, которые получили травму в ходе специальной военной операции и остались на службе. "Действительно, многие участники СВО, несмотря на то что получили тяжелые ранения и инвалидность, принимают решение остаться служить", - подтвердила Цивилева и предложила распространить на них поддержку по линии Фонда "Защитники Отечества", которая сейчас полагается ветеранам, получившим инвалидность в ходе СВО и уволенным со службы.

Президент также поднял тему, о которой говорили на встречах вдовы погибших героев: "Женщины ставили вопрос, чтобы создать условия, чтобы они могли учиться и получить нужную переподготовку или первичное образование". "Мы получаем также многочисленные обращения от вдов погибших героев, которые, несмотря на тяжелую утрату, сохраняют активную жизненную позицию и хотят работать, чтобы поднять на ноги своих детей. У них большой запрос на получение образования", - подтвердила Цивилева.

Замминистра обороны предложила распространить льготы на получение образования для участников СВО и их детей на вдов погибших бойцов, предоставив им отдельную квоту. "Это не только поддержит сами семьи героев, но и даст возможность строить им достойное будущее", - заметила она. "И первое, и второе, безусловно, нужно сделать", - поддержал Путин. Говоря о помощи вдовам погибших бойцов получить образование, он задался вопросом: если женщина пойдет учиться, то как ей содержать семью? "Я понимаю, все положенные выплаты она получит, но тем не менее надо внимательно посмотреть на то, как обеспечить процесс обучения и что еще можно сделать дополнительно, чтобы поддержать", - распорядился он.

Квоты на образование предложено распространить на вдов участников СВО

Следующий вопрос - работа над проектом строительства высокоскоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург. Доклад было поручено подготовить к июлю. "Как работа идет?" - спросил он. Сформирован синдикат банков, подписано соглашение о привлечении внебюджетного финансирования, доложил вице-премьер Виталий Савельев. "По состоянию на сегодняшний день организационный этап пройден, проект полностью структурирован и обеспечен всем необходимым финансированием", - заверил он. "Мы находимся на завершающем этапе проектирования трассы ВСМ и проходим согласование документации в Главгосэкспертизе", - сообщил зампред кабмина. Критически важным станет строительство тестового участка трассы от Зеленограда до Твери протяженностью 129 км, заявил Савельев. Участок будет готов к концу 2027 года. "Он станет опытным полигоном для проверки всех систем отечественного высокоскоростного поезда", - сказал вице-премьер. "Инфраструктура и поезд должны работать как единое целое", - заметил он.

В 2045 году протяженность сети высокоскоростных магистралей превысит 4,5 тысячи километров

До конца 2028 года на маршруте будет эксплуатироваться 28 поездов с поэтапным увеличением их количества, сообщил Савельев. "Максимальная скорость поезда будет достигать 400 км/ч, а скорость в эксплуатации будет составлять 360 км/ч", - уточнил он. Это позволит сократить время в пути между городами до 2 часов 15 минут, пассажиропоток ожидается не менее 23 млн человек по итогам 2030 года, спрогнозировал вице-премьер. Затем по утвержденному президентом плану будет построена ВСМ от Москвы до Минска, Екатеринбурга через Казань до Адлера и Рязани. В 2045 году протяженность сети высокоскоростных магистралей превысит 4,5 тысячи километров, объявил Савельев.

"Когда будет завершено проектирование и получено заключение госэкспертизы?" - спросил Путин. "Есть отставание, но оно не повлияет на окончательный срок ввода", - заверил вице-премьер. По его словам, экспертизу планируют закончить 15 сентября. Источники финансирования подтверждены, сказал он. Президент поручил к концу марта 2026 года доложить по срокам и параметрам проектов всех ВСМ.

Путин также предложил поговорить о начале работы по северному завозу - доставке продуктов, лекарств и топлива в труднодоступные зимой места, в том числе арктические регионы. Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков сообщил, что сейчас северный завоз планируется сразу на три года. На 2025 год его объем - 3,4 млн тонн, заявил он. "По состоянию на 1 июля выполнено 103% плана как по закупке, так и по фактическому завозу. Это 1,5 млн тонн. Уровень выполнения годового плана составляет 44%. Исполнение идет в графике с учетом того, что основной объем завоза осуществляется в навигационный период, когда северные акватории свободны ото льда", - отметил Чекунков. Путин попросил Минфин оперативно отслеживать все связанное со своевременным финансированием северного завоза.

По основному вопросу - развитию опорной сети аэропортов - докладывал министр транспорта Роман Старовойт. Была поставлена задача увеличить авиаподвижность населения в полтора раза к 2030 году, сказал он. В 2024 году увеличение по российским авиакомпаниям составило 6%, а рост перевозок на международных маршрутах превысил 20%. "За первую половину года уже перевезено почти 50 млн пассажиров", - отчитался министр. "Можно констатировать, что наши граждане активно путешествуют, авиакомпании успешно справляются с возрастающим спросом на авиаперевозки", - оценил он.

Старовойт рассказал о состоянии аэродромов и инфраструктуры, о ходе модернизации и ремонтов. Законопроект об инфраструктурном сборе для аэропортов может быть принят в весеннюю сессию, заявил глава минтранса. "Это ускорит необходимое обновление аэродромной инфраструктуры", - подчеркнул он. "Вы сказали, к 2030 году предполагается увеличение пропускной способности аэропортов на 40%. Это большая работа в целом. И деньги выделены, вы назвали сумму, а инфляция-то принимается во внимание?" - уточнил Путин. "Безусловно, мы учитываем и темпы инфляции. Рассчитываем, что на сегодняшний момент выделенных средств достаточно для выполнения вашего поручения", - ответил Старовойт. "Хорошо, ладно. Главное, чтобы мы темпов не теряли", - заключил Путин.