Как Русский музей формирует спрос на отечественное искусство и реставрирует шедевры на глазах у публики

Алла Манилова: Представление собрания Русского музея в регионах - наша миссия
Посетители корпуса Бенуа Русского музея могли стать свидетелями удивительного процесса: за стеклянной перегородкой на глазах у всех шла реставрация огромного полотна Александра Дейнеки "Покорители космоса". Теперь после сложнейшей научной реставрации музей представил это полотно из Луганска. Наши вопросы - гендиректору Русского музея Алле Маниловой.
После реставрации полотно "Покорители космоса" Дейнеки из Луганской художественной галереи обрело новую жизнь.
После реставрации полотно "Покорители космоса" Дейнеки из Луганской художественной галереи обрело новую жизнь. / Предоставлено Государственным Русским музеем

Почему реставраторы трудятся над шедеврами на глазах у публики прямо в зале?

Алла Манилова: Теперь у него название "Зал открытой реставрации". В нем размещаются ключевые полотна, которые мы спасаем. Сейчас это была картина Дейнеки "Покорители космоса" из Луганской художественной галереи. А год назад мы завершили реставрацию картин из собрания Таганрогского художественного музея, поврежденных при взрыве в 2023 году. Русский музей стал базой развития Национальной школы реставрации с созданием единого межмузейного реставрационного научно-исследовательского центра: представлены все виды реставрации, все техники - 13 отделов. Понимая уровень наших профессионалов, к нам все чаще обращаются за спасением шедевров.

Русский музей владеет эксклюзивными возможностями, квалификациями и компетенциями проведения полного цикла химико-биологических и технологических исследований. Наш принцип: сначала исследование с применением новейших технологий, а потом реставрация. Именно такая идеология будет у национальной школы реставрации, важная часть которой - подготовка кадров. Уже на этапе обучения в вузе студенты получают доступ к научным исследованиям, касающихся реставрационного процесса, к открытиям и новым технологиям, к мастерству реставраторов Русского музея. Новое поколение реставраторов должно базироваться на новых программах и технологиях.


Царапины, трещины... Реставраторам предстояла скрупулезная работа. Фото: Предоставлено Государственным Русским музеем

Русский музей отмечает юбилеи художников выставками-блокбастерами. Событием стала выставка русского авангарда на Петербургском международном экономическом форуме. Успех этих выставок - часть новой стратегии музея?

Алла Манилова: Этот успех показывает, что спрос на русское искусство в России необходимо формировать. Тогда не пришлось бы нам слышать такие зрительские откровения: "Боже мой, это Суриков?!", "А Брюллов, оказывается, не уступает Леонардо!"… Во-первых, мы представили отечественных гениев максимально полно. Это важно, чтобы человек понял масштаб этих личностей и их вклада в художественную историю России. Во-вторых, погрузили каждого из них в контекст эпохи, чтобы посетитель через эти лица и сюжеты познавал историю России. В-третьих, это яркая авторская подача в архитектурных решениях и дизайне, в презентации выставок в СМИ, в соцсетях.

Коллекции Русского музея ждут в регионах: очередь на шедевры и выставки музея растянулась до 2028 года

Кстати, у "Нашего авангарда" тоже особый дизайн…

Алла Манилова: Не случайно в качестве сокуратора выставки мы пригласили архитектора Юрия Аввакумова, признанного специалиста по авангарду. Русское искусство воспринималось долгие годы как что-то заурядное, но это не так. И убедить в этом можно, только создавая такие выставки, в которых яркое представление нашего наследия будет сочетаться с магией, которая побуждает людей идти в Русский музей смотреть русское искусство.

В комплекс Русского музея входят не только дворцы, но и открытые пространства - Летний и Михайловский сады. Какая роль им отводится?

Алла Манилова: В отношении Летнего сада наша задача - вернуться к традиции, заложенной Петром. Летний сад не дорожка, сокращающая путь от Мойки до Невы, это музей под открытым небом. Пространство для просвещения и культурных мероприятий.

В Ассоциацию художественных музеев России, созданную под эгидой Русского музея, входит более 150 музеев. Что дает такое объединение?

Алла Манилова: Опыт музейных ассоциаций показал, что они необходимы, потому что проблемы у всех одни и те же. В Русском музее этим занимается специальный отдел, есть общие чаты и соцсети. И, конечно, важнейшие даты нашей истории - это возможность вместе проводить общемузейные акции, в которые вовлекается вся страна. Коллекция Русского музея востребована в регионах, очередь на отдельные шедевры и выставки музея растянулась до 2028 года. Когда в Рязани вводили новый музейный комплекс, мы привезли на его открытие выставку "Шедевры Русского музея", показали все направления русского искусства без изъятий. И реакция людей показала, что это решение было оправданным - Рязань еще не знала ночных очередей в музей. Мы исходим из того, что представление нашего собрания в регионах - наша миссия: ради того, чтобы Россия знала свое наследие, Александр III и создавал Русский музей.