Уральские предприятия ОПК ускорили внедрение новых конструкторских решений

Машиностроение - одна из системообразующих отраслей экономики Среднего Урала. В последние годы заводы полностью загружены заказами, работают в две-три смены и держат очень высокий уровень оплаты труда. О том, какие проблемы сегодня актуальны для отрасли и реально ли удержать высокие темпы роста в перспективе, рассказал первый заместитель председателя Свердловского отделения Союза машиностроителей России Павел Лыжин.
Сейчас уральские предприятия ОПК бросили все силы на выполнение гособоронзаказа.
Сейчас уральские предприятия ОПК бросили все силы на выполнение гособоронзаказа. / Татьяна Андреева/РГ

Не секрет, что рост экономики в последние годы в значительной степени обеспечили высокие показатели машиностроения, прежде всего ОПК. В каких условиях сегодня работает отрасль?

Павел Лыжин: Машиностроительный комплекс Урала связан с мировой экономической системой и подвержен влиянию глобальных трендов. Наиболее значительный - нарастание геополитической напряженности: по имеющимся данным, с 2015-го по 2023 год военные расходы в мире увеличились более чем на 500 миллиардов долларов. Уральские машиностроители, как известно, помимо прочего производят и продукцию специального назначения, которая востребована не только в ходе СВО, но и за рубежом. А значит, глобальный тренд в ближайшей перспективе будет отражаться и на нашем машиностроении. Как и деглобализация, и рост протекционизма: из-за принятия против России большого числа ограничительных мер усложнился вход на традиционные рынки сбыта нашей продукции, есть ограничения доступа к технологиям, трудности в логистике и финансовых расчетах.

Судя по опросам, одна из главных забот промышленников - привлечение кадров.

Павел Лыжин: В ОПК остроту кадровой проблемы удалось снять за счет достойного уровня оплаты труда и расширения социальных пакетов. Но для гражданского машиностроения она по-прежнему актуальна, учитывая, что отрасли требуются не просто рабочие руки, а специалисты с высоким уровнем компетенций.

В текущих условиях стоимость кредитов для бизнеса превышает среднюю рентабельность промышленных предприятий в несколько раз

Положительную роль сыграло взаимодействие с системой среднего профобразования: после передачи части функций по курированию профильных учреждений СПО минпромнауки региона началась системная работа, которая уже приносит плоды. Сейчас за минпромом закреплено 28 техникумов и колледжей, на их базе к концу следующего года планируется создать более 10 образовательных кластеров по профильным для индустрии региона направлениям.

Еще одна инициатива - вовлечение образовательных заведений в реализацию федерального проекта "Производительность труда": преподавателей и студентов обучают новым методам организации производственного процесса, в результате предприятия получают подготовленных специалистов, обладающих навыками бережливого производства.

Приходит ли в цеха молодежь?

Павел Лыжин: Это серьезная проблема. Согласно опросам, только 18 процентов поколения Z выбирают промышленность как приоритетное место работы. Важно переломить этот тренд, для чего мы занимаемся профориентацией даже не со школы, а буквально с детского сада, и это не шутка. Нужно показать детям, их родителям, педагогам, что образ промышленности за последние несколько десятков лет изменился. Сегодня это современные высокотехнологичные производства, работать на которых привлекательно и престижно. Очень порадовали в этой связи данные, которые опубликовал Рособрнадзор: в 2025 году значительно выросло количество выпускников школ, сдавших ЕГЭ по профильной математике, физике и химии. Полагаю, это тоже результат совместной деятельности системы образования и предприятий.

Отмечу и развитие целевого обучения: ребята, планирующие связать жизнь с промышленностью, с первого курса могут рассчитывать на повышенные стипендии от работодателей, которым, конечно, важно не просто получить молодого специалиста, но и закрепить его на производстве. В этом плане наиболее эффективен социальный пакет: у оборонных предприятий сохранились и детсады, и дома отдыха, и различные возможности для занятий спортом, дополнительное медстрахование и т. д.

Один из вариантов снижения потребности в кадрах - развитие безлюдных технологий. Как с этим обстоит дело в машиностроительной отрасли?

Павел Лыжин: Мы успешно движемся в данном направлении. В первую очередь речь идет о внедрении отечественных цифровых решений. Еще одно ключевое направление - интеграция искусственного интеллекта в рабочие процессы, например, в сфере безопасности труда, повышении производительности оборудования. В отрасли происходит и развитие других технологий, в том числе использование новых материалов, позволяющих улучшить технические характеристики выпускаемой продукции. Эти задачи мы решаем в партнерстве с институтами Уральского отделения РАН, с которыми у предприятий машиностроения подписан ряд соглашений.

Раньше представители ОПК часто сетовали, что внедрение инноваций, создание новой продукции в госсекторе идет гораздо дольше, чем на частных предприятиях. Изменилось ли что-то за последние годы?

Павел Лыжин: Безусловно. Сегодня страна остро нуждается в новой продукции, жизнь диктует необходимость ускорения внедрения технических решений и конструкционных доработок. Поэтому ряд процедур упрощен (конечно, не в ущерб качеству) - соответствующие решения приняты на уровне заказчиков. Второй момент: мы получаем обратную связь от тех, кто непосредственно использует наши изделия. Вы сами видите в новостях, как техника выглядела в начале СВО и как сейчас. Это совершенно разная продукция, потому что мы совершенствуем конструкцию в соответствии с требованиями участников боевых действий, максимально быстро предлагаем новые решения. Третий момент - трофейная техника: ее тоже анализируем и берем на заметку то, что поможет усовершенствовать нашу номенклатуру.

Есть ли прогресс в развитии малого и среднего бизнеса в машиностроении?

Павел Лыжин: Программа импортозамещения помогла многим предприятиям, которые еще 5-7 лет назад находились в сегменте МСБ, нарастить производственные и технологические компетенции и стать серьезными партнерами крупных заводов, в том числе оборонных. В регионе есть положительные примеры: скажем, компания "Гидронт", занимающаяся гидравлическим оборудованием, компания "Инсистенс", специализирующаяся на инструменте и оснастке. Эти разработчики и производители заняли свободные ниши и обеспечивают потребности машиностроителей в продукции, которая до недавнего времени поставлялась из-за рубежа.

Да, сегодня результаты в отрасли впечатляют. Но наверняка представители ОПК задумываются и о будущем: как сохранить темпы, когда закончится СВО?

Павел Лыжин: Конечно, тем более что охлаждение экономики, особенно в гражданском секторе, уже начинает чувствоваться.

Решать задачи создания новых высокотехнологичных изделий предприятиям мешает отсутствие доступных инвестиционных ресурсов. Недавно Сергей Чемезов, председатель Союза машиностроителей России, высказался по поводу высокой ключевой ставки и подчеркнул: в текущих условиях стоимость кредитов для бизнеса превышает среднюю рентабельность промышленных предприятий в несколько раз. Это не позволяет машиностроителям привлекать финансирование для разработки новых продуктов и модернизации мощностей, а также для осуществления комплексных проектов.

Какой выход вы видите?

Павел Лыжин: Ищем свою нишу в реализации крупных проектов, например, в строительстве и оснащении ВСМ. Полагаю, участвовать в нем будут не только "Синара - Транспортные машины", но и многие другие компании региона в качестве комплектаторов.

Из других перспективных направлений можно назвать выпуск медицинской техники - в Свердловской области очень сильные компетенции. Успешно развивается производство оборудования для создания цифровой среды в сфере городского хозяйства: ЖКХ, управления дорожным движением, уличным освещением, инфраструктуры для электромобилей и т. д.

Резюмируя вышесказанное: в ситуациях, когда нужно было в кратчайший срок нарастить выпуск нужной стране продукции, оборонные предприятия Урала успешно выполняли поставленные перед ними задачи. Если Родина скажет, мы сделаем. Главное, чтобы для этого были ресурсы.