С такими важными - и далеко не формальными - заявлениями выступил председатель Совета судей России Виктор Момотов. Слова, которые должны дойти до головы и сердца каждого судьи, прозвучали на семинаре-совещании председателей советов судей судов и субъектов Уральского федерального округа в Тюмени.
Возможно, кому-то покажется, что это слишком громкие слова. Но на самом деле Виктор Момотов повторил правовые позиции Верховного суда России. Потому они действительно должны звучать громко, чтобы их услышали судьи. Кто не услышит - того поправят в Верховном суде страны. При рассмотрении конкретных дел.
Принципиальный вопрос: суд должен помогать человеку собрать доказательства. Нельзя отказывать гражданину только на том основании, что он не принес нужных справок.
"Судебная власть несет ответственность перед обществом за поддержание гарантий социального государства и предоставление гражданам эффективных механизмов судебной защиты, - подчеркнул Виктор Момотов. - Социальная направленность правосудия (как и социальное государство в целом) предполагает, что в центре внимания находится отдельный человек, индивид, его ощущение справедливости и социальной защищенности".
Что это означает на практике? Как пояснил Виктор Момотов, социальная направленность правосудия является безусловно необходимой прежде всего в делах, где одна из сторон может быть признана слабой по отношению к другой, сильной стороне. Это потребительские, трудовые, семейные, жилищные, пенсионные споры. Там человек выступает как раз слабой стороной. А против него выходят не только чиновники, но большой бизнес, корпорации и т.п.
"Еще одна специфическая категория дел, где роль суда имеет большое значение, - это дела, которые возникают из публичных правоотношений и рассматриваются по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ", - сказал Виктор Момотов.
Речь о спорах, в которых одной из сторон выступают государственные организации. То есть чиновники. А спорят с ними простые граждане, зачастую не особо подкованные в праве.
"Стороны не всегда обладают равными возможностями по доказыванию своей позиции, особенно когда одним из участников спора является простой гражданин, а другим - государство или крупная корпорация. Если в таких спорах суды будут занимать пассивную позицию, а законодательство будет игнорировать подобное неравенство, равноправие окажется несовместимо с подлинной состязательностью судопроизводства", - заявил председатель Совета судей России Виктор Момотов.
По его словам, в процессе рассмотрения спора могут возникать некоторые трудности в создании фактического равенства сторон.
"Например, иногда слабая сторона в процессе ведет себя пассивно потому, что не знает, на какие факты следует сослаться и какие доказательства представлять суду, - подчеркнул Виктор Момотов. - В связи с этим у суда должна быть возможность, при сохранении беспристрастности, направить процесс в правильное русло, примеряя на себя более активную роль".
В процессах, где гражданин спорит с государственными инстанциями, суд вправе выявлять и истребовать доказательства по собственной инициативе. То есть не надо говорить человеку: "Принести такую-то и такую-то справку, найдите доказательства, что все было так, как вы говорите". Если возникли трудности, надо помочь со сбором доказательств.
Еще одна установка помимо активной процессуальной роли суда, которую выделяет Верховный суд РФ при формировании судебной практики по спорам социальной направленности, - устранение формализма.
"Формализм в правоприменении выражается в том, что судья отдает безусловное предпочтение букве закона, не задумываясь при этом о намерениях законодателя и целях того или иного положения закона", - пояснил Виктор Момотов.
В частности, как подчеркивает Верховный суд РФ в своих разъяснениях, органы публичной власти и их должностные лица не вправе обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения. Здесь речь о бесконечных бюрократических требованиях, когда гражданин не может получить то, что ему положено, так как не может собрать груду справок и пробежать в нужный срок сотню кабинетов.
Отдельно в разъяснениях Верховного суда страны было указано, что несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия, которые носят формальный характер, не могут служить основанием для признания решений и действий незаконными.
"Таким образом, какие-либо формальные причины (например, непредставление документа, который уполномоченный орган может самостоятельно запросить в рамках межведомственного взаимодействия, несвоевременное поступление бюджетных средств, неправильное оформление документов и т.п.) не могут служить препятствием в реализации прав граждан", - пояснил Виктор Момотов.
Отдельно он обратил внимание на споры между потребителями и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. В процессах с участием крупных организаций, таких как банки, страховые компании, другие представители бизнеса, гражданин является экономически слабой стороной. Это необходимо учитывать.