Согласно данным Минтруда, есть четыре направления, на которые правительство выделило наибольшее количество квот. Горные, горно-капитальные, строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы: операторы, аппаратчики, машинисты и слесари-сборщики стационарного оборудования, специалисты металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности. В основном через механизм квотирования работодатели привлекают специалистов из Китая, Турции, Индии, Сербии и других стран, с которыми действует визовый режим въезда.
"Такая структура спроса не нова: и в прежние годы именно эти отрасли опирались на внешнюю рабочую силу, особенно в регионах с масштабными стройками и добычей полезных ископаемых. По оценке Минтруда, общий объем квот для иностранцев в 2025 году превышает 230 тысяч, и значительная часть их связана с указанными отраслями", - отмечает депутат Госдумы, член Комитета по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин (фракция "Единая Россия").
Кадровый дефицит в этих секторах, по его словам, имеет как историческую, так и текущую социально-экономическую основу, и механизмы внешнего найма здесь выступают как способ стабилизировать производственные процессы в условиях нехватки внутреннего ресурса. Причины дефицита кадров на стройке или в горно-рудном деле во многом связаны с общими демографическими процессами.
"Как известно, в определенных возрастных категориях у нас превалирует женское население. А высокие физические нагрузки и проживание в полевых или вахтовых условиях накладывают ограничения на гендерную заменяемость. Например, по данным Росстата, женщины составляют не более 10-12% в таких профессиях, как машинист или слесарь по ремонту оборудования. Кроме того, сдерживающим фактором обновления кадров за счет внутренних трудовых ресурсов, выпускников колледжей и техникумов, становится слабая социальная инфраструктура для молодежи в отдаленных регионах и малых городах. Привлечь молодых специалистов на производство мы можем только решив эту задачу - развития инфраструктуры для жизни", - считает депутат.
В результате квотирование и приглашение специалистов из стран с визовым режимом становится устойчивой практикой.
"При этом отмечу, что сам механизм квотирования более выгоден российской экономике, чем система работы иностранцев по патентам. Например, во Владимирской области в прошлом году в региональный бюджет от 14 тысяч мигрантов, оформивших патент, поступило 1,3 млрд рублей. От иностранцев, приехавших по визе по конкретной заявке от работодателей, - 2,78 млрд рублей. При этом "по квоте" приехало около 3000 рабочих, а налогов они заплатили в два раза больше. В основном, это были работники швейного производства из Китая и Вьетнама. Мы знаем, на каких предприятиях они работали, где жили - это была зона ответственности работодателя. Как соавтор законов из "миграционного пакета", принятого Госдумой, подчеркну, что все изменения в миграционной политике направлены на борьбу с нелегальной миграцией. Я уже говорил ранее, но считаю нужным повторить: надо четко разграничивать нелегальную миграцию и законное пребывание в стране добропорядочных иностранцев. Нам нужны внешние трудовые ресурсы, и их привлечение - распространенная мировая практика. При том кадровом дефиците, который сейчас наблюдается во многих отраслях экономики, нам нужны рабочие руки. Например, только в сельском хозяйстве нам требуется около 200 тысяч работников. Нехватка кадров - это прямой результат провала демографии в 1990-х. Это надо учесть, и принимать решения, избегая "охоты на ведьм", - уточнил депутат.
Управляющий партнер компании "Русяев и партнеры", юрист Илья Русяев добавил, что через систему квотирования предприятия могут легально оформлять иностранных специалистов по ряду приоритетных направлений.
"Работодатели, заинтересованные в приеме таких сотрудников, обязаны заранее подать заявку в региональную комиссию, указав потребность в определенном числе работников по конкретным профессиям. После рассмотрения заявок формируется и утверждается общая квота, которая в дальнейшем распределяется на федеральном уровне. Специалисту из визовой страны требуется получить приглашение от работодателя, на основании которого в консульстве оформляется рабочая виза. После въезда в Россию он обязан пройти медицинское освидетельствование, миграционный учет и подписание трудового договора. Только после этого он получает разрешение на работу, в котором указывается профессия, регион и срок действия. Разрешение действует, как правило, в течение одного года и может продлеваться. Работать в другой сфере или регионе по этому документу невозможно", - рассказал юрист.
Наиболее активно в 2025 году по квотам оформляются специалисты из Китая, Турции, Индии, Сербии и ряда других стран, с которыми у России действует визовый режим. При этом работодатели должны учитывать, что допуск возможен только при условии отсутствия российских кандидатов с требуемой квалификацией. Нарушения порядка оформления, в том числе допуск к работе без разрешения, ведут к административной ответственности как для работодателя, так и для самого работника.