Ренкинг теперь представлен не в одной, а в двух таблицах. В первой - только самые крупные страховщики с клиентской базой более 2 млн договоров ОСАГО. Вторая включает в себя небольшие компании, которые не превышают этот порог. Такая разбивка нужна, чтобы автовладельцы сравнивали одинаковые по размеру компании.
В списке крупнейших страховщиков с самым большим числом жалоб первые пять мест заняли "Согаз", "ВСК", "Росгосстрах", "Ренессанс Страхование" и "Т-Страхование". Ниже в списке расположились "АльфаСтрахование", "Согласие", "Югория", "Ингосстрах", "РЕСО-Гарантия" и "Астро-Волга".
"Ренкинг основан на статистике жалоб в Банк России по вопросам ОСАГО за 2024 год, по которым подтвердилось нарушение прав потребителей и приняты надзорные меры. Компании распределены по уровню индикатора потребительского риска - от большего к меньшему. Он рассчитывается как отношение количества жалоб на конкретного страховщика к каждым 10 тысячам заключенных им договоров. Страховые компании, на которые была только одна жалоба, в ренкинг не попадают", - пояснили в Центробанке.
По сравнению с 2023 годом некоторым страховым компаниям удалось добиться значительного снижения количества жалоб на каждые 10 тысяч заключенных договоров. Среди них - "Ингосстрах", "Росгосстрах", "Ренессанс" и "РЕСО-Гарантия".
"Мы демонстрируем улучшение позиций в ренкинге ОСАГО и снижаем количество жалоб. В 2023 году показатель нашей компании составил 0,28270 жалобы на 10 тысяч договоров, а в 2024 году компания значительно улучшила свои результаты - 0,09810 жалобы на 10 тысяч договоров", - прокомментировал "Российской газете" директор домена "ОСАГО" компании "Ингосстрах" Егор Серебрянников.
По его словам, уменьшение частоты жалоб ярко отражает улучшение качества клиентского сервиса и системы урегулирования убытков, что также подтверждает премия "Сравни", где в мае 2025 года "Ингосстрах" стал лидером в номинации "ОСАГО года" по результатам голосования экспертного совета премии и клиентов маркетплейса "Сравни".
Страховщикам сейчас непросто работать из-за сложной ситуации с логистикой и доступностью запчастей, из-за чего автовладельцы, например, жалуются на изменение формы страхового возмещения с натуральной на денежную. Но даже в таких условиях удается снижать количество жалоб, обратили внимание в "Росгосстрахе".
"Показатель нашей компании в 2024 году снизился в 2,7 раза по сравнению с 2023-м, и в этом году тенденция на снижение сохраняется. В целом по рынку количество запросов страховщикам из Банка России в первом полугодии 2025-го сократилось почти в три раза по сравнению с первым полугодием 2024-го. Мы обращаем внимание на все аспекты, чтобы совершенствовать свой клиентский сервис", - сообщили в компании.
Ренкинг страховщиков - это значимый для всего рынка индикатор и открытый показатель клиентоориентированности, говорит начальник Управления по работе с регуляторными рисками в "РЕСО-Гарантия" Михаил Волохатов.
"Наше текущее 10-е место в ренкинге (где чем ниже позиция - тем лучше) соответствует плановым показателям. Мы неукоснительно исполняем обязательства даже в сложных ситуациях, разрабатываем клиентоориентированные решения по каждому обращению и постоянно совершенствуем процессы урегулирования убытков в ОСАГО", - подчеркнул Волохатов.
В то же время, целый ряд других компаний либо не смог в прошлом году снизить число жалоб, либо их результат стал еще хуже, что и отражено в новой редакции ренкинга ЦБ. В компании "Согаз", которую ЦБ поместил на первое место в ренкинге, заявили "Российской газете", что жалуются на них относительно редко.
"В нашем случае коэффициент 0,35077 жалобы на 10 тысяч договоров означает, что жалобы оставили менее 0,005% пользователей. Это свидетельствует о крайне низком количестве подтвержденных жалоб в сравнении с нашим значительным и быстрорастущим портфелем ОСАГО. Также отметим, что объем заключенных договоров ежегодно увеличивается, что подчеркивает доверие клиентов и подтверждает нашу приверженность качественному обслуживанию. Мы не просто анализируем статистику жалоб, но и реализуем системные меры, направленные на повышение качества сервиса и минимизацию любых оснований для недовольства", - отметили в компании.
Напомним, в апреле Банк России впервые представил ренкинг банков по жалобам на кредитование. Первые пять мест в нем заняли Газпромбанк, Альфа-Банк, Совкомбанк, Почта Банк и Т-Банк. Также в этом списке есть МТС-Банк и ВТБ.
Оба ренкинга призваны мотивировать финансовые организации перестать "хулиганить" при обслуживании клиентов. Хотя в самом ЦБ каждый год подчеркивают, что ренкинг "не является оценкой" деятельности той или иной организации, регулятор все же рассчитывает, что так россиянам будет проще выбирать финансовые услуги. Кроме того, практический опыт клиентов должен стать ориентиром по повышению качества работы для самих страховых компаний и банков.