
О том, что оценочная система в отношении творческих предметов и спорта, возможно, и не нужна, говорят не первый год.
Еще в 2019 году такую идею озвучила Ольга Васильева - на тот момент она возглавляла Министерство просвещения. А в 2021 году уже при нынешнем министре Сергее Кравцове были обновлены правила выставления оценок в аттестат. Школам разрешили ставить "зачет" по рисованию и музыке, а также по физкультуре, но лишь для определенных категорий учеников (с ограничениями по здоровью). Но до сих пор большинство школ по этим предметам выставляют оценки так же, как и по другим предметам.
Почему эту практику нужно менять и нужно ли? "РГ" спросила об этом учителей.
Екатерина Тишкова, учитель музыки гимназии № 1, г. Челябинск:
- Я не согласна с предложением замены оценок на зачет. Эти предметы и так очень уязвимы. Они, можно сказать, буквально держатся на плаву за счет этих оценок, которые, поверьте, очень важны для мотивации детей. Можно возразить, что задача учителей - увлечь своим предметом. Это, конечно, так, но прежде всего мы все же должны обучить ребенка, дать ему знания. А оценки являются проверкой не только качества усвоенного материала, но и работы учителя.
Лилия Казанцева, наставник-просветитель, учитель географии гимназии № 18, г. Краснодар:
- Полностью поддерживаю предложение убрать отметки по труду, музыке и рисованию! Ведь часто тройка воспринимается ребенком как "приговор" и подтверждение личной неуспешности. Получив "3" (или "4"), ребенок может перестать стараться, любить эти общеразвивающие уроки... А так быть не должно!
Но, с другой стороны, отметки по этим предметам влияют на средний балл аттестата, часто делая его выше.
Валерий Семенов, учитель музыки школы № 128, г. Волгоград:
- Некоторые ученики и родители ошибочно полагают, что музыка не так важна и нужна в школе, как, например, русский язык или математика. Для них появление условных "зачета" и "незачета" может еще больше сказаться на отношении к предмету. Безусловно, многое зависит от учителя, но отсутствие такого важного мотивационного инструмента, как отметка, существенно усложняет педагогический процесс.
Но вместе с тем отметки по музыке, к сожалению, порой необъективны и, бывает, отражают скорее поведение на уроке или ведение тетради. Причем это не примета только нашего времени. Выдающиеся музыканты в школьные годы были далеко не отличниками. Вспомним имена Джузеппе Верди, Модеста Мусоргского и многих других. И лишь сила характера позволила многим великим музыкантам состояться.
Ведь музыкальный талант - это не знание песни из предыдущего урока или подготовленное сообщение. К музыкальным способностям относятся ладовое чувство, музыкально-ритмическое чувство, способность к слуховому представлению.
Совершенно точно нужно актуализировать критерии выставления отметки по музыке, а стоит ли совсем лишать педагога данного мотивационного инструмента - это вопрос открытый.
Наталья Бакуменко, преподаватель физкультуры Владимирского техникума экономики и права Владкоопсоюза, г. Владимир:
- Как преподаватель физической культуры с 22-летним стажем я внимательно слежу за инициативами об отмене выставления оценок по своему предмету. С одной стороны, это может способствовать созданию более комфортной и непринужденной атмосферы на уроках. Убирая давление оценок, мы можем сосредоточиться на развитии у детей любви к спорту и физической активности, что в конечном итоге приведет к улучшению их здоровья и общего самочувствия. Важно понимать, что физкультура - это не только о соревнованиях и оценках, но и о формировании здоровых привычек на всю жизнь.
С другой стороны, отмена оценок может вызвать определенные трудности. Оценка помогает отмечать прогресс учеников и мотивировать их к занятиям. Без четкой системы оценивания есть риск, что часть учеников просто потеряет интерес к занятиям. Для некоторых детей именно оценка - тот вызов, который заставляет работать над собой и достигать большего.
Считаю, что важен баланс. Физкультура воспитывает не только тело, но и характер - дисциплину, ответственность, умение работать в команде. Оценки в какой-то мере отражают и этот рост. Полностью отказываться от оценки прогресса, на мой взгляд, преждевременно. Возможно, стоит подумать об альтернативах: например, больше внимания уделять самооценке, оценивать старание и регулярность участия, а не только спортивные результаты. Это могло бы сохранить мотивацию, но без излишнего давления "пятерок" и "двоек".