Международная экспедиция "Братство" готова к переходу по Северному морскому пути

Яхта Fraternidade (в переводе "Братство") пришвартовалась в Мурманске и готовится к самому сложному переходу международной кругосветки - Северному морскому пути. Российско-бразильская экспедиция, стартовавшая 12 апреля из Салвадора, уже прошла через шторма Атлантического океана. Впереди - новый сложнейший переход. Старт запланирован на 15 июля.
Предоставлено Сергеем Щербаковым

В Мурманске яхта пришвартована рядом с первым в мире атомным ледоколом "Ленин". Такое соседство обеспечило команде возможность основательно подготовится к новому этапу, обеспечить экспедиции качественную видеосвязь.

На борту кругосветки - два капитана: знаменитый бразильский яхтсмен Алейшо Белов и руководитель омского яхтклуба Сергей Щербаков, имеющий опыт преодоления холодных вод под парусом. Сибиряк считает, что команда сделала все, чтобы преодолеть сложный маршрут.

"Техническую подготовку Алейшо Белов провел блестяще. Системы продублированы, все проверено", - сообщил Сергей Щербаков в рамках онлайн пресс-конференции в Международном мультимедийном центре "Евразия сегодня" в Омске.

Владелец яхты Fraternidade капитан и судостроитель Алейшо Белов уже совершил пять кругосветок. Но, несмотря на 82-летний возраст, на месте ему не сидится. И теперь он осуществляет мечту - покорить под парусом Северный Ледовитый. При этом команда также сформирована из энтузиастов.

- Экспедиция - это школа для тех, кто хочет меняться. Поэтому и яхта названа Fraternidade (по-португальски "Братство"). Когда объявили набор, за первую неделю анкеты прислали сразу 150 человек. Таких, кто умеет все, я не беру. Даю шанс тем, у кого нет средств, но есть желание учиться. За время путешествий парусника 60 человек получили такую возможность, - рассказал Алейшо Белов.

В Мурманске к кругосветной команде присоединятся омичи Николай Терлеев, а также Ольга Величко. Капитаны считают, что негативное влияние женщин в плавании - это предрассудки.

По словам Сергея Щербакова, продовольственный запас экспедиции обеспечен. Омские инвесторы предоставили более тонны муки, макарон, сгущенки и тушенки. "Ледовитый прием" участники должны преодолеть без простуд.

- Мой опыт говорит о том, что в экстремальных условиях организм человека мобилизуется. И способен сохранять удивительную жизнестойкость в самых невероятных условиях, - признался "РГ" капитан.

Северный этап путешествия потребует от команды мобилизации. По словам председателя Мурманского регионального отделения РГО Дениса Моисеева, навигационные системы стабильно работают не всегда. Поэтому, возможно, морякам придется вспомнить старинные способы ориентирования - по картам и компасу.

По словам специалистов, в Карском море льды основательно растаяли. А вот пролив Вилькицкого пока остается холодным.

- Мы заранее проработали маршрут экспедиции, при необходимости готовы оперативно подключаться. У нас есть опыт сопровождения сквозных плаваний по всему Северному морскому пути, - сообщил Денис Моисеев.

Из-за непредсказуемой ледовой обстановки экспедиции предстоит обогнуть Новую Землю с севера, пришвартоваться в Диксоне, Тикси, Певеке, Петропавловске-Камчатском. И выйти в Тихий океан.

Завершится кругосветка в месте старта - Салвадоре - в феврале-марте 2026 года. Информационную поддержку проекту оказывает "Российская газета".

Кстати

Диксон на маршруте экспедиции - важный причал. Это единственный город за Уралом, где проходили бои в годы Великой Отечественной войны. Враги обстреляли, но не взяли героическую пристань. 27 августа жители Диксона отмечают День обороны. Экспедиция "Братство-2025" планирует прибыть сюда 27 июля и поздравить северян с 80-летием Великой Победы.