Россияне признались, что не понимают выгоды программы долгосрочных сбережений

Почти половина россиян не понимают, как работает программа долгосрочных пенсионных сбережений (ПДС). Такой результат показал опрос, проведенный финансовым маркетплейсом "Выберу.ру" среди 2,5 тыс. человек в возрасте от 18 до 65 лет, чтобы выяснить, знакомы ли они с программой.
Наталья Селиверстова/РИА Новости

Исследование проводилось в два этапа - в конце января и в конце июня 2025 года, что позволило отследить, как меняется уровень осведомленности и отношение к программе со временем. Свежие результаты показывают: уровень осведомленности о ПДС с начала года вырос всего на несколько процентов.

Если в январе 2025 года 32% респондентов заявили, что знают о программе, то по итогам июньского опроса таких стало 36%. При этом только 9% уже оформили договор ПДС или собираются это сделать в ближайшее время. 33% слышали о программе, но не планируют пользоваться ею, 14% затруднились объяснить суть, а 44% по-прежнему не слышали о ПДС вовсе.

Исследование показало, что ключевой барьер - это недостаток информации. Среди тех, кто не участвует в программе, 45% указали, что не понимают, как она работает. Если сравнить эту цифру с показателем января (51%), можно увидеть, что рост осведомленности был ограниченным. Зато уровень недоверия к программе снизился почти в три раза - с 39% до 12%.

К началу июля россияне заключили более 5,5 млн договоров в программе долгосрочных сбережений (ПДС), сообщили "Российской газете" в министерстве финансов России.

Государство и участники финансового рынка принимают меры к дальнейшей популяризации программы, отметили в ведомстве. "Минфин России совместно с Ассоциацией негосударственных пенсионных фондов на регулярной основе ведут просветительскую деятельность и рассказывают гражданам о преимуществах продукта. Кроме того, операторы программы самостоятельно ведут активную рекламную компанию. О ее эффективности говорит постоянно увеличивающееся число участников ПДС", - рассказал представитель министерства.

Несмотря на свои преимущества, программа пока воспринимается многими людьми как сложная и непонятная, констатирует генеральный директор "Выберу.ру" Григорий Бурденко. Для большинства россиян участие в таких продуктах требует ясных условий и простого языка объяснения.

Программа долгосрочных сбережений буквально напичкана льготами, но объясняют людям это плохо

"То, что многие пока не до конца понимают, как работает ПДС - это вполне естественно для новой и достаточно сложной по конструкции программы. Доступных и наглядных пояснений в привычной для большинства форме действительно не хватает. Для сравнения: с накопительным счетом все проще - он знаком многим, не требует стартовой суммы, его можно пополнять и снимать деньги без ограничений. При этом, благодаря налоговым льготам, инвестиционному доходу и участию государства, потенциал у ПДС серьезный. Чтобы программа стала по-настоящему массовой, важно не только ее содержание, но и то, как она объясняется: чем проще и яснее подача, тем выше уровень доверия", - говорит Григорий Бурденко.

36% знающих о программе долгосрочных сбережений на второй год ее работы - это не так уж мало, считает заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Президентской академии (РАНХиГС) Александр Абрамов.

"Более высокий рост осведомленности возможен лишь на основе вовлечения в процесс пенсионных накоплений работодателей, профсоюзов и других общественных организаций. Просто так повысить осведомленность за счет усилий государственных ведомств и крупных банков, мне кажется, довольно сложно. В том числе и потому, что люди не до конца понимают выгоды от программы долгосрочных сбережений - даже не с точки зрения всех тех льгот, которые предлагает сегодня государство, а прежде всего с точки зрения инструментов финансового рынка. Население слабо информировано о потенциальных возможностях в этой сфере, и потому не может сравнить доходность", - объяснил эксперт.

Кроме того, россияне не вполне доверяют негосударственным пенсионным фондам, обратил внимание Александр Абрамов. "Наиболее вероятная причина - эти фонды остаются непрозрачными и не могут в понятной форме довести до граждан выгоды долгосрочных сбережений", - предположил он.

Банки и негосударственные пенсионные фонды активно рекламируют программу долгосрочных сбережений своим клиентам, однако качество такого информирования далеко не всегда находится на высоком уровне, рассказала "РГ" профессор кафедры банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при правительстве РФ Ирина Ларионова.

"Содержание информации, которая встречается в открытом доступе, рекламе, в частности, весьма неполное, что и объясняет сложившуюся ситуацию с низким уровнем доверия и интереса к программе. Например, людям непонятно, как и при каких условиях они смогут забрать деньги, а без этого они не готовы принимать решение об участии в программе", - заключила она.

Напомним, счета ПДС за прошлый год показали среднюю доходность в 20%. С учетом софинансирования от государства люди с невысокими доходами могли получить по таким счетам до 120% годовых.

ПДС была запущена в январе 2024 года как государственная инициатива, позволяющая гражданам формировать долгосрочные накопления на льготных условиях. В рамках программы предусмотрены ежегодное начисление инвестиционного дохода, налоговые вычеты, защита вложенных средств от убытков, возможность досрочного получения средств в случае тяжелых жизненных ситуаций, а также софинансирование взносов со стороны государства. Также допускается перевод ранее сформированных пенсионных накоплений в счет ПДС.

ФинансыБанки