Мишустин потребовал не допускать отставаний с развитием авиапрома

График поставок новых отечественных гражданских самолетов необходимо актуализировать с учетом текущей ситуации, заявил премьер-министр Михаил Мишустин. Отставания недопустимы, если они мешают выполнить задачу по росту пассажиропотока, указал он.
Михаил Мишустин считает, что у России есть все ресурсы для кардинального прорыва в авиастроении.
Михаил Мишустин считает, что у России есть все ресурсы для кардинального прорыва в авиастроении. / Александр Миридонов / POOL / ТАСС

Глава правительства провел стратегическую сессию по развитию авиационной промышленности страны, а задачи перед авиастроителями стоят по-настоящему масштабные - они должны обеспечить независимость России от иностранных самолетов, которые вместе с санкциями стали недоступны перевозчикам.

На создание самолетов и вертолетов в России за шесть лет суммарно направят 765 млрд рублей

"Без сомнений, нашей стране нужен современный воздушный флот, основанный на собственных решениях и мощной производственной базе, и в условиях санкций, внешних ограничений создание всей линейки отечественной техники необходимо для надежного развития, связанности наших регионов", - подчеркнул глава правительства. Стратегическая цель от президента - увеличение мобильности граждан в полтора раза к 2030 году.

Профильный федеральный проект по производству гражданских самолетов и вертолетов включен в состав национального проекта технологического лидерства "Промышленное обеспечение транспортной мобильности". "На его реализацию в течение шести лет планируется выделить из федерального бюджета суммарно 765 миллиардов рублей", - напомнил Мишустин. Первостепенная задача - создание воздушных судов, конкурентоспособных двигателей, радиоэлектронной аппаратуры, различных технических систем и всего перечня оборудования, разработка уникальной продукции, не имеющей российских аналогов.

Премьер обозначил несколько ключевых вызовов, которые стоят перед авиастроителями. "Надо довести до успешного завершения опытно-конструкторские работы по всем реализуемым программам", - заявил Мишустин. Накануне стратегической сессии, рассказал он, успешно протестировали работу бортового радиоэлектронного оборудования в ходе летных испытаний МС-21. Впервые поднялась в воздух лаборатория с двигателем ВК-800, который будет устанавливаться на самолеты "Байкал" и "Освей".

Министерство промышленности и торговли ожидает, что сертификация обновленного "Суперджета" с двигателем ПД-8 завершится не позднее декабря 2025 года. "А МС-21 и "Байкал" должны быть готовы к запуску в серию - по планам, которые у нас есть, - соответственно в октябре и декабре следующего года", - сказал Михаил Мишустин. Он потребовал установить конкретные сроки для каждого типа воздушного судна, в том числе для импортозамещенных версий хорошо известных моделей Ту-214 и Ил-96-300. Важно, чтобы итоговые экономические и летно-технические характеристики новой российской техники соответствовали параметрам, которые согласованы с авиакомпаниями, добавил премьер.

Не менее серьезная задача связана с реализацией инвестиционных проектов по расширению производственных мощностей на всех авиапредприятиях. Для системной поддержки этих планов правительство три года назад утвердило комплексную программу развития авиационной отрасли до 2030 года. "С учетом новых вызовов она нуждается в пересмотре, - считает Мишустин. - Требуется актуализировать и графики поставок воздушных судов по годам, исходя из текущей ситуации. Подчеркну, нельзя допустить отставаний, которые могут сдерживать рост пассажиропотока".

Премьер попросил представить детальный анализ состояния каждого проекта, рассказать о достигнутых результатах и существующих вызовах. "Наша страна обладает достаточным технологическим потенциалом, всеми ресурсами, чтобы совершить кардинальный прорыв в сфере авиастроения и, как следствие, обеспечить нашим гражданам гарантированные возможности для удобных перелетов - комфортных, безопасных", - не сомневается Мишустин.