Эксперт Приступа: Сокращение сроков обучения негативно отразится на школьниках

Сокращение сроков обучения в школе может негативно сказаться на развитии ребенка. Таким мнением поделилась с "Российской газетой" директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка, доктор педагогических наук Елена Приступа.
Сергей Пятаков/РИА Новости

История развития человечества, конечно, знает разные примеры сроков обучения. Так, еще в Древней Греции мальчики вообще учились до 21 года (при этом девочки не учились вовсе). В близкой нам истории ХХ века было и четырехлетнее обучение, и семилетнее - в начале и в середине столетия. Однако, как отмечает эксперт, такие инициативы часто внедрялись без научного подкрепления.

Елена Приступа рассказала, что наша страна достаточно постепенно подходила к 11-летнему обучению с опорой на научные исследования. Современная база информации потребовала новых механизмов получения знаний. Общее образование продолжительностью в 11 лет вполне этим задачам отвечает.

- Конечно, каждое государство самостоятельно определяет уровни и систему образования. Российское образование направлено на сохранение высокого качества и доступности, суверенности и современности, - говорит Елена Приступа. - И здесь очень важны возрастные точки поступления и окончания школы.

Эксперт поделилась данными исследования лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития Института развития, здоровья и адаптации ребенка. Они подтверждают: в возрасте от 5 до 8 лет у ребенка происходит очень быстрое развитие всех мозговых функций и познавательных психических процессов, которые создают необходимые условия для успешного освоения школьных знаний и навыков.

- Вот почему нормы поступления в школу с 6,5 до 8 лет у нас закреплены законодательно, - уточняет эксперт. - Окончание школы также связано с ведущей деятельностью - учебно-профессиональной, которая протекает у старших школьников до 17-18 лет.

По словам директора института, именно от качества этой деятельности у юношей и девушек зависит правильный выбор профессии, профессиональной социализации. А создание единого образовательного пространства требует учета образовательных стандартов и программ, четкого распределения учебного материала по годам.

- Понимаете, для школьного детства один год - целая эпоха, нельзя торопить взросление ребенка, сокращая сроки обучения. Важно учитывать законы развития юной личности, - подчеркивает Елена Приступа. - Современное общее образование решает в 10 и 11 классах ключевые задачи по профильному обучению, развитию необходимых личностных и социальных компетенций, особенно в части подготовки к ЕГЭ. Представим, например, что естественно-научное или математическое образование будет сокращаться. Будем ли получать первые места по предметным областям, как сейчас? Скорее всего, нет.