Председатель Совета судей предложил смягчить ряд ограничений для людей в мантиях

Председатель Совета судей РФ Виктор Момотов предложил смягчить подходы к определению наличия у судьи конфликта интересов. Речь о ситуациях, когда беспристрастность человека в мантии может быть поставлена под сомнение. Сегодня действуют крайне строгие подходы. Но, по мнению Виктора Момотова, судьи заслуживают большего доверия.
iStock

Важное заявление прозвучало на семинаре-совещании с председателями квалификационных коллегий судей субъектов РФ. Что такое конфликт интересов? Если просто, то это когда личное и деловое перемешиваются.

Излишне жесткий подход к понятию конфликта интересов приводит к искусственному сокращению количества претендентов на судейские должности и уходу действующих судей из системы

Когда у судьи возникает конфликт интересов, он должен заранее предупредить коллег. А в особо сложных случаях - отойти в сторону, не рассматривать дело. Если же судья промолчит, то может быть наказан. Вплоть до лишения мантии.

По словам Виктора Момотова, сегодня речь нередко идет о мнимом конфликте интересов, когда личной заинтересованности судьи в реальности не существует или имеющиеся факты создают лишь видимость того, что судья имеет некую личную заинтересованность, которая может повлиять на исполнение им своих должностных обязанностей.

"К сожалению, на практике сегодня даже косвенная возможность возникновения конфликта интересов в отдаленном будущем бросает тень на судей и тем самым серьезно сковывает их действия в повседневной жизни", - заявил Виктор Момотов. Например, некоторые судьи, опасаясь привлечения к дисциплинарной ответственности, обращались в комиссии Совета судей РФ с вопросами, как им следует поступить в ситуации, когда стороной процесса является банк, в котором он имеет зарплатную карту.

"Аналогичные вопросы поступают относительно действий судьи при разрешении дел с участием организаций, которые оказывают медицинские, страховые, туристические услуги, услуги сотовой связи, а также дел с участием образовательных организаций, в которых обучаются дети судьи, - говорит Виктор Момотов. - На мой взгляд, подобные обстоятельства сами по себе не могут свидетельствовать о наличии реального конфликта интересов и не должны препятствовать работе судьи и его продвижению по карьерной лестнице". Излишне жесткий подход к понятию конфликта интересов приводит к искусственному сокращению количества претендентов на судейские должности и уходу действующих судей из судебной системы, подчеркнул он. Многие высокопрофессиональные юристы либо сами не готовы перейти на работу в судебную систему на таких условиях, либо сталкиваются с отказами квалификационных коллегий.

"Я поддерживаю концепцию единообразного подхода, предложенную главой Совета судей РФ Виктором Момотовым", - сказал заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора МГУ Леонид Головко. По его мнению, расширительную практику в понимании конфликта интересов надо прекращать.