Как в Петербурге прошел фестиваль уличных театров "Елагин парк"

В минувшие выходные Елагин остров превратился в огромную сцену под открытым небом: здесь прошел фестиваль уличных театров "Елагин парк". Тема нынешнего фестиваля - "Как стать счастливым?" - повторяет название фантастической комедии 1985 года с Николаем Караченцовым в главной роли. В центре внимания - поиск радости, свободы и самого себя. Пусть и через гротеск, клоунаду или танец.
Софья Суркина

В фестивале приняли участие 30 коллективов со всей России. Зрителям представили музыкальные спектакли, пластические и иммерсивные постановки, пантомиму, клоунаду, акробатику и шоу с гигантскими марионетками. В афише - как современные перформансы, так и спектакли-аттракционы, музыкальные представления, а также оригинальные прочтения классических пьес.

Пространство парка разделили на 12 импровизированных сцен. Выступления на каждой шли почти без перерывов - с утра до позднего вечера.

Мы направляемся на третью площадку, к площади у Конюшенного корпуса. Здесь выступает петербургский музыкальный коллектив "Хор дурацкого" со спектаклем "Еда". За несколько минут до начала зрителям раздают таблички с ироничными надписями вроде: "Лечо не лечит", "Майонез не враг". Перед началом хор распевается, но вместо обычных вокальных упражнений поют английскую Sweet dreams с сильным русским акцентом и песенку про козлов в огороде.

Пока ждем начала, завязывается разговор с соседом - Александром из Красноярска. Он на фестивале впервые и признается, что поражен масштабом происходящего: "Хочется обойти все и сразу, жаль, что нельзя быть в нескольких местах одновременно". Александр уже посмотрел самарский спектакль "Заповедная", отмечает техничность и визуальную выразительность декораций. Завтра планирует пойти на омский кукольный спектакль "Турандот". "Радует, что и наши, сибирские коллективы здесь выступают", - улыбается он.

А тем временем на сцену выходит лидер коллектива "Хор дурацкого" Женя Клекотнева, в образе: накладные усы, деловой костюм, измененный голос. Она превращается в Гогу Моцарта. Обычно играет Валеру Моцарта, но тот, как шутит Женя, временно покинул сцену ради борьбы с экзистенциальным кризисом в теплых краях.

Фото: Софья Суркина

Гога объясняет: у их хора ответственная миссия - спасти человечество от творческой пустоты в гастрономической песне. Ведь если хочется поесть, а спеть можно только про "два кусочка колбаски", это - настоящая трагедия. В представлении звучат песни обо всем: про чай, хлеб, прошлогодние соленые огурцы, гречу и куру. Пельмени воспеваются особо трогательно: под грустную песню о ночных трапезах певицы в круглых костюмах исполняют "пельменный балет".

Следующая точка - локация под номером девять у Восточной поляны. Здесь трижды в день начинается путешествие в страну Дежавю от театра уличного искусства "СоЛу". Нас встречают "проводники": антрополог, механик и еще пара персонажей, прибывших в парк на велодирижабле. Через три красных коридора зрители попадают на разные мини-перформансы.

Мы следуем за антропологом. Он проводит псевдо-лекцию и приглашает поучаствовать в представлении девушку из зрителей. Она утверждает, что никогда не испытывала дежавю. Ее просят переобуться в галоши, помещают в бочку, наливают внутрь воду и иногда подогревают железную емкость снаружи газовой горелкой. Параллельно на нее льется вода из душа, а музыка становится все громче и отрывистей. Уличный театр внезапно превращается в театр абсурда. Заканчивается все резко и быстро: на сцену выбегают красные человечки и поливают зрителей водой из резиновых груш...

После участники отдельных мини-перформансов переходят на центральную поляну между коридорами. В центре лежит белый клеенчатый квадрат, в его середине - большая ладонь из папье-маше. Зрители снимают обувь, проходят по квадрату, ложатся, закрывают глаза. Начинается что-то похожее на групповую медитацию. Под звуки бубна проводники рассказывают историю о том, как в поисках дежавю мы оказались в доме, проголодались и слепили колобка из всего, что нашли в соседнем амбаре. Потом просят открыть глаза, и над публикой уже парят три гигантских красных надувных колобка. Их перебрасывают с одного конца поляны на другой. Возникает эффект полного вовлечения - момент, когда театр больше не на сцене, а среди нас.

Фестиваль "Елагин парк" - это пространство для игры, спонтанности и открытости. Здесь смеются, поют, дурачатся, лежат на траве, перебрасывают надувных колобков и, действительно, становятся чуточку счастливее.