Развитие молочного коневодства на юге сдерживает слабая информированность

На агрофоруме в Волгоградской области впервые обсудили на федеральном уровне проблемы молочного коневодства. Отрасль экзотическая, но неверно думать, что она является исключительно частью традиций кочевых народов. Здесь тоже есть место инновациям.

Коневодство часто ассоциируется преимущественно со спортом и призами. Но общую численность поголовья лошадей в России определяет именно продуктивное направление, то есть животноводство, ориентированное на получение мяса и молока. Таких лошадок 87,5 процента от общего количества. Если сравнивать коневодство с другими видами пастбищного скота, то содержание табунов экономически более выгодно.

Именно в продуктивном коневодстве за последние 35 лет есть наиболее заметные селекционные достижения: четыре новые породы и семь внутрипородных типов. Дополнительная прибыль коневодческих предприятий при получении от лошадей биопродукции для фармацевтики (гормонов, препаратов крови, молока, молозива и стволовых клеток) оценивается в 150 тысяч рублей на одну голову. Но занимаются этим далеко не все, хотя спрос на медикаменты и косметику такого происхождения растет очень быстро.

- Новосибирская компания делает из нашего сырья крем для век. Одна третья часть флакона - это молоко, - рассказывает фермер Вадим Старцев, к которому ездят учиться другие предприниматели. - На выходе уже находится тоник из десублимата, или межклеточной жидкости. Попробовали у казахов шоколад из кобыльего молока, решили тоже сделать. Перебрали множество технологий, ведь молоко должно быть не теплее 40 градусов - температуры тела лошади, чтобы сохранились ферменты. Планируем расширять линейку премиальных продуктов.

После войны СССР фактически передал лидерство в области разработок лекарств из кобыльего молока Японии, рассекретив рецептуры, чтобы помочь пострадавшим от американских атомных бомбардировок. Сегодня на нашем рынке есть немало японских препаратов. Свои же аналоги только создаются, находятся на стадии доклинических испытаний.

- У нас есть большие наработки по коллагену, по переработке плаценты кобылиц. Японцы захватили весь мир лекарствами против заболеваний печени. Мы можем подвинуть их хотя бы на нашем рынке, уже представляем свои разработки на научных конференциях, - сказала доктор медицинских наук Татьяна Чернышова.

Но питание и качество окружающей среды важнее лекарств. ВОЗ разделила факторы обеспечения здоровья человека на четыре группы. До 58 процентов приходится на образ жизни и еду. На медицинское обеспечение - максимум 25 процентов.

- Кобылье молоко долгое время было недооцененным. Это уникальный продукт, который очень ценен для человека, но с которым трудно работать: его белок не переносит обработку высокой температурой, - объясняет заведующий научным отделом НИИ по изучению лошадей башкирской породы Камил Фархутдинов. - Технология пастеризации была разработана совсем недавно. Молоко перерабатывается на местах. В большинстве случаев мы получаем его только в весенне-летний период.

За два-три часа после доения кислотность сырья возрастает. Кумыс еще получится, а йогурт уже нет. Из-за особенностей состава из лошадиного молока в принципе невозможно сделать сливки, творог или масло.

Сложность еще в том, что лошади все-таки не дойные животные, как коровы или козы. Веками они использовались для езды. Поэтому для дойки пригодна далеко не каждая кобыла. Некоторые самки не готовы делиться молоком ни с кем, кроме жеребенка. Поэтому здесь еще нужно работать селекционерам, подбирать животных с подходящим типом нервной деятельности. Большое значение имеет частота доения, слишком большие перерывы отрицательно сказываются на продуктивности.

Выделим еще одно проблемное место: более 90 процентов закваски для всех кисломолочных продуктов в России - импортные. Есть случаи, когда зарубежные партнеры под давлением санкций от поставок в Россию отказались. МГУ сейчас работает над современным отечественным аналогом.

В ЮФО есть кумысные фермы. Но это как раз дань традиции. Новых подходов, которыми славится Башкирия, в южном коневодстве нет.

- На юге до последнего времени была очень слабая информированность о новых тенденциях. Прежние наработки устарели. Чтобы фермер мог заняться молочным коневодством, ему нужна готовая к внедрению технология. Сейчас мы над этим работаем. Тогда такое направление будет развиваться в ЮФО тоже. Юг - наша Мекка чистокровного племенного коневодства для скачек, оно здесь будет приоритетно всегда. Но дополнительные возможности тоже имеют перспективу, - прокомментировал "РГ" ситуацию в округе директор ВНИИ коневодства Александр Зайцев. - В Краснодарском крае, в Волгоградской области лошадей много. Значительная их часть задействована в областях спорта и досуга. Но треть поголовья просто пасется. Это наша гордость и традиции. Однако такие традиции можно сделать экономически эффективными при небольших вложениях. Не хотите доить - можно собирать плаценту и сдавать ее, раз в неделю с одной лошади можно брать около пяти литров крови. Это очень ценное сырье для производства биопрепаратов.,

ЮФОАПК