
Еще в 2002 году Юрий съехал от родителей к родственнику по линии матери Дмитрию Наседкину в 17-метровую комнату в общежитии по договору социального найма. Его прописали как члена семьи, сделали соответствующую запись в поквартирную карточку. Какое-то время мужчины делили кров и стол поровну. Вскоре Наседкин женился, перебрался к супруге, а Юра остался. Работал в различных подразделениях железной дороги, часто отправлялся на вахты. Шесть лет назад вот так же, находясь в командировке, узнал: суд заочно назвал его "не приобретшим право пользования", как будто он никогда не переступал порога комнаты, а родственника - утратившим это право. Вернулся Олейник в Тюмень из поездки, забрал из общаги вещи и отправился к родителям - думать, где правду искать. Помогать ему вызвался младший брат Денис.
- Братья подали заявление о пересмотре заочного решения и предъявили встречный иск о признании права пользования жильем. Действовали по наитию, не обладая юридическими знаниями. Фемида не встала на сторону Олейника, хотя судья в рамках своих обязанностей должна была разъяснить истцу его возможности подтверждения прямой связи с комнатой. И если б еще тогда, шесть лет назад, запросили данные с места работы, все сложилось бы по-иному… По поводу снятия с регистрационного учета: его сняли, но распоряжение о выселении не оформили. Все с ног на голову перевернули. Несколько лет делами Юрия, пока он воевал, а затем лежал в госпитале с осколочным ранением грудной клетки, рук и ног, занимался Денис, да выбился из сил. С марта передал полномочия мне. Беда в том, что сроки на обжалование вышли, но мы ищем любую зацепку, чтобы вернуть подзащитному жилье, - рассказывает адвокат Лидия Балина.
Она рассуждает так: старая Лесобаза попала под программу комплексного развития территории, администрация распорядилась изъять земельный участок под общежитием, вот чиновники и считают по головам, у кого из жильцов какой статус, кого можно вычеркнуть из списка претендентов на новые помещения.
- Дмитрию, хоть он и числился главным нанимателем, эта комната не нужна - он ни разу в суд не обращался, но опять же ему легче восстановить свои права и рассчитывать на равноценную жилплощадь после сноса здания. А Юрию некуда идти, и по 69-й статье ЖК РФ он может получить жилье, так как его вселили на правах родственника, он вел совместное с Наседкиным хозяйство и нес бремя ответственности за комнату, - продолжает Балина.
У Олейника в одну папочку собраны доказательства его проживания в квартире № 701 на Судостроителей, 38. Этот адрес значился в рабочих документах, медкарте, договоре на покупку машины, характеристиках от участковых, даже в военкомат Юрия отсюда вызывали. Опять же в 2017 году на восьмом этаже общежития произошел пожар, во время которого пострадало и жилье Олейника на седьмом этаже. Тогда возбудили дело, Юрия признали потерпевшим. К сожалению, из-за истекшего срока эту информацию удалили из архива и ее не присоединить к разбирательству. Но имеются платежки за коммунальные услуги, в поквартирной карточке значится фамилия бойца. Разве это не доказательство проживания?!
Группа поддержки Юрия не спит. Денис, действующий по доверенности брата, подал претензию в администрацию, чтобы ему вернули квартиру (она теперь пустует под замком). Но власти, скорее всего, сошлются на решение суда от 2019 года. Они и "РГ" ответили в том же ключе: мол, как член семьи нанимателя в ордер не был включен, да и не проживал вовсе.
"Учитывая, что правомерность проживания Олейника Юрия Петровича в жилом помещении, в том числе в судебном порядке, не подтверждена, у администрации города Тюмени отсутствуют основания для заключения с ним договора социального найма", - написала пресс-служба мэрии.
Недавно делом заинтересовались правоохранители. Пресс-секретарь облпрокуратуры Светлана Ильиных на запрос редакции дала такой комментарий: на рассмотрении в суде находится прокурорское обращение об установлении факта проживания гражданина в Тюмени, чтобы поставить его на учет как нуждающегося в предоставлении жилья. Лидия Балина добавляет: даже в очередь ему пробиться невозможно, так как требуется регистрация в течение не менее пяти лет подряд, а Олейника, как мы знаем, три года назад безосновательно ее лишили. Замкнутый круг, не иначе.
- Заседание об установлении факта постоянного проживания Олейника в Тюмени состоялось 9 июля. Полного текста решения еще нет - ждем. Очень надеемся: при наличии оснований представится шанс подать заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Правда, это такая тонкая грань: надо доказать, что обстоятельства имели место в день рассмотрения дела, но суд ими не воспользовался, - рассуждает адвокат.
Попробуют представители Юрия Петровича подключить и местный филиал госфонда "Защитники Отечества". Реально ли поддержать бойца по этой линии, подобрать программу помощи? Юрист Вероника Устинова предлагает обращаться даже не в региональный, а центральный штаб уполномоченного по защите прав человека: гражданин России, боец, притом подорвавший здоровье, фактически остался на улице.
- Он не судимый, не выпивоха. Работяга, смелый парень. На фронте получил две награды, представлен к третьей. Хочется, чтобы Юрий уже скорее открыл дверь от квартиры своим ключом, - подытожила Лидия Балина.
В Волновахе почтили память строителей из ЯНАО, погибших в 2024 году во время ракетной атаки ВСУ. Они работали на восстановлении больницы, у которой теперь установлена мемориальная доска. Цветы к ней возложили жители обоих регионов.
"Ровно год назад боевики ВСУ обрушили на Волноваху массированный ракетный удар. Под огнем оказалась организация, которая занималась ремонтом объектов подшефного региона. Погибли четверо и были ранены еще восемь специалистов", - пояснили в телеграм-канале правительства Ямала.
Героев посмертно наградили орденами Мужества и медалями "За храбрость" II степени.
