"Плагиатор": хорошо ли заимствовать знаменитые мотивы

У нас давно не появлялись бесшабашно отвязные фильмы, которые при этом можно смотреть без отвращения, но с симпатией. Теперь появился - "Плагиатор" Антона Мегердичева.
Неудачливый музыкант Егор (Роман Евдокимов) и дочь миллиардера
Юля (Стася Милославская).
Неудачливый музыкант Егор (Роман Евдокимов) и дочь миллиардера Юля (Стася Милославская). / kinopoisk.ru

Это немыслимо пестрый жанровый коктейль. Не совсем мюзикл, хотя есть его "особые приметы". Безусловно, фантастика, но вся подчистую заимствованная из популярных источников типа "Дня сурка" и Yesterday, а также сюжетов, построенных на "эффекте бабочки" и взятых откровенно, с отвагой и бравадой победителей. И неизбежная лав-стори с влюбленными, разумеется, из разных социальных слоев.

Это уже не референсы - это веселые импровизации на любимые темы. И в музыке, и в сюжетах. Так в джазе подхватывают знакомую тему и авторизуют ее до неузнаваемости. Это редко бывает совершенно по форме, но всегда азартно и обаятельно - если, конечно, талантливо. Фильм делали щедро одаренные люди, и он обаятелен. Даже название выбрано не без веселого вызова: и герой приписывает себе чужие хиты, и фильм не скрывает заимствований.

Авторы взялись за неподъемное: каждый из жанров имеет свои жесткие законы, каждый диктует зрителям набор ожиданий. Мюзикл в его классическом виде берет совершенством музыкального исполнения - а "Плагиатор" стартует сценами с нестерпимой фальшью в караоке; они весьма достоверны, но имеют отношение скорее к бытовой комедии. Фантастика требует досконально продуманной сюжетной схемы, в которой не должен путаться зритель, а здесь, похоже, ни в чем не уверены сами авторы - ближе к финалу пытаются распутать хорошо закрученный узел, но выруливают к волюнтаристски, а не логически выстроенному финалу.

А ведь они и не претендуют на эстетическое совершенство в каждом из ингредиентов - задуманный ими жанровый коктейль должен активно пузыриться, искрить и веселить, этого остаточно для успеха. "Плагиатор", если хотите, дает убедительную затрещину тем, кто ищет в кино непременного жизнеподобия: он и не думает достоверно отражать наши дни, как и начало лихих 90-х. Вместо сфотографированной реальности он предлагает рентгенограмму нашей жажды позитива. И пытается ее утолить - не без успеха: после фильма ловишь на физиономиях безотчетные улыбки. В этом фильме есть чисто джазовый драйв, за который охотно прощаешь пианисту случайно задетую в полете клавишу и легкий кикс - экстатическому трубачу.

Важно не то, что сказка ложь. Важнее, что в ней намек. И даже, без натуг и менторства, - небессмысленный урок

Это совсем не мюзикл, хотя музыки много от Лепса, Агутина и группы "Кино" до "Лебедя" Сен-Санса и трепетных хоралов. Чаще она звучит на бытовом уровне: недоучившийся Ростропович коряво играет Сен-Санса, раздухарившаяся толпа поет караоке… Иногда прохожие на Арбате начинают нестройно отплясывать на манер "Волос" Формана, тут и брейк-данс, и просто трясучка. А иногда идут кабаретные номера опять же в духе золотых цепей и красных пиджаков. Большой эстетической ценности они не имеют и в истории не останутся, как остались уникально исполненные хиты мюзиклов "Чикаго" или "Хелло, Долли". Это всего лишь импровизации на темы - но какие заводные!

Сюжет напоминает сладкий бред, навеянный когда-то читанным и виденным. Неудачливый музыкант Егор (Роман Евдокимов) любит миллионерскую дочку Юлю (Стася Милославская). Ее бдительный папа обладает ухватками одновременно бандита и консерваторского виолончелиста (Максим Лагашкин, изображающий две альтернативные судьбы своего героя). Условность ситуаций очевидна в каждом кадре - тем лучше: больше простора для фантазии. Внезапно в своей студии (размещенной в шкафу - привет "Хроникам Нарнии") Егор обнаруживает портал в 1991-й, где он мгновенно осваивается, встречает колоритных людей от предприимчивого парнишки Жеки (органичный Клим Кривоносенко) до местного авторитета Гарри (азартный Марат Башаров), увидит даже собственную маму в ее бурной молодости (Аглая Шиловская), и научится извлекать из этого ЧП выгоду. Эти визиты в прошлое потом не раз повторятся, расцвеченные комическими сценами с "купчихой" и местным Кустодиевым (Ирина Пегова и Виталий Кищенко), причем многократные повторы одного и того же дня позволят герою стать провидцем на манер марк-твеновского янки.

Будет, конечно, и попытка скорректировать прошлое, изменить судьбу несостоявшегося Ростроповича, и здесь фильм умело развитым вариантом "эффекта бабочки" даст публике пищу для вполне философских раздумий. Что уже очень неплохо для жанра.

Если у зрителя случится приступ дотошности, он легко найдет бездну нестыковок, нелогичностей и несообразностей - как в любом кино, построенном на условной фабульной игре. Но принимаем же мы без вопросов тыкву, ставшую каретой. Важно не то, что сказка ложь. Важнее, что в ней намек. И даже, без натуг и менторства, - небессмысленный урок.

Да и безотчетно хорошее настроение, которое излучает такой фильм, нынче стоит очень дорого.

Наше кино