Преимущество разработанной системы в том, что благодаря датчикам можно взвешивать любые, даже движущиеся транспортные средства. Результатами своего исследования ученые Томского политехнического университета поделились в журнале Mathematics.
"Были проведены полевые испытания на реальном участке дороги, в ходе которых записывались сигналы от транспортных средств различных классов. Результаты подтверждают высокую точность и устойчивость предлагаемого подхода с минимальными затратами на внедрение", - отмечено в научной публикации.
Работа велась совместно с российскими коллегами, в числе которых - сотрудники инженерных школ и институтов политеха, а также Новосибирского государственного технического университета.
Во время полевых испытаний на одной из полос шоссе были размещены сейсмодатчики, которые фиксировали сигналы с семи грузовых автомобилей. При этом, как отметил руководитель проекта - доцент Инженерной школы информационных технологий и робототехники ТПУ Никита Мартюшев, высокая чувствительность датчиков позволяет улавливать даже посторонние колебания грунта и помехи, создаваемые другими автомобилями.
На работу новой системы, в отличие от видеокамер или лидаров, не влияют погодные условия и видимость - она действует в полной темноте. Ее невозможно "загородить" или обойти иными хитростями, на которые порой идут водители большегрузов: например, они специально сбрасывают скорость возле пунктов грузового контроля, закрывают номера, заезжают на обочину либо лишь частично на весовую площадку.
Радиолокационные системы же, напротив, подвержены помехам из-за осадков и посторонних предметов и требуют излучения сигнала.
Ученые уточняют, что новый подход можно внедрить в интеллектуальные транспортные системы городов и применять его без каких-либо изменений проезжей части. Также разработчики считают, что их проект поможет выявлять перегруженные автомобили и решать, прекращать водителю движение или переместить часть груза в другое транспортное средство.
Проблема большегрузов не раз становилась темой дискуссии в Законодательном собрании Новосибирской области. В частности, отмечалось, что серьезно увеличилась нагрузка на мосты.
- На мостовые сооружения заезжает транспорт общей массой шестьдесят-семьдесят тонн. Такие нагрузки давать ни в коем случае нельзя, поэтому мосты и "посыпались". На них обязательно должен работать весогабаритный или весовой контроль, - заявил депутат Сергей Титков.
"Рамка" весогабаритного контроля обходится бюджету в 170 миллионов рублей, не считая содержания. Однако эффективность этого метода вызывает сомнения.
- Как мы можем повлиять на ситуацию, когда водитель сознательно снижает скорость меньше рекомендованной - тридцать километров в час - и едет, как ему заблагорассудится, со скоростью движения пешехода, чтобы уменьшить показатели на "рамке"? - высказалась о недостатках такого контроля депутат Елена Тырина.