
Не буду отягощать читателей экскурсом в историю мировой культуры, напомню лишь, что на Рождество, на Масленицу, на Пасху в России не только в деревнях, но и в городах по домам ходили ряженые, среди которых непременно были люди, изображающие животных, - от медведей до козлов. Помните, в чеховских "Трех сестрах" герои с нетерпением ждут ряженых. Их приход - неизменная принадлежность праздника!
Эта традиция, сохраняясь в фольклорном обличье, получила новое воплощение в детской литературе, кукольном и детском театре, а потом и в детском кинематографе. И все профессиональное сообщество не могло не обратить внимание на то, что, по существу, вся их деятельность может быть поставлена за пределы закона. Ведь по мнению уважаемого депутата, судя по публикациям в СМИ, эта идеология имеет в том числе "вид детской игры, которая подталкивает к отказу от человеческой идентичности и, как следствие, отрицанию юридических и природных законов".
Наверное, было бы разумнее, если бы в законодательной инициативе появился термин "квадроберы" - подростки, подражающие животным. Это достаточно экзотическое для России явление, которое в ряде стран считается то ли субкультурой, то ли видом спорта, вызвало особую озабоченность не только депутатов и сенаторов, но и педагогической общественности. Уже сегодня есть достаточное количество способов бороться с каждым проявлением подобных отклонений от нормы, когда подросток, подражая животному, таким образом выражает неудовлетворенность своей жизнью. Самый простой когда-то был сформулирован учительницей в фильме Ильи Авербаха "Чужие письма". В ответ на вопрос коллеги, как объяснить детям, почему нельзя читать чужие письма, она ответила, что никак не надо объяснять, нужно просто сказать, что чужие письма читать нельзя.
Так и в случае квадроберов - не уверен, что здесь нужны законы. Необходимо педагогическое, родительское, психологическое, а в крайнем случае и психиатрическое вмешательство, которое поможет ребенку найти выход из этой ложной трансформации. Здесь полицейские меры вряд ли принесут искомый результат.
Законопроект о пропаганде деструктивного поведения среди детей, направленный прежде всего на борьбу с квадроберством, начали разрабатывать еще осенью 2024 года, а новая законодательная инициатива, похоже, значительно шире. Речь о пропаганде идеологии "расчеловечивания", которая может привести к запрету природной потребности человека в игре, пробуждающейся в самом раннем возрасте. А у профессионалов она сохраняется до конца дней. Игра предполагает то, что называется мимесисом - подражание, имитация. В том числе и представителям животного мира. Помните песенку М. Вайнберга на слова Б. Заходера из мультфильма "Винни-Пух": "Я тучка-тучка-тучка, / А вовсе не медведь. / Ах, как приятно тучке / По небу лететь". Если следовать логике будущего законопроекта, тучкой быть можно, а медведем нельзя.
Все можно довести до абсурда. При этом нельзя забывать, что игра старше культуры, культура "возникает и развивается в игре". Эту позицию разделяет не только Й. Хёйзинга, чьи слова из его труда Homo Ludens были мною процитированы. То, что игра - один из важнейших способов постижения человеком самого себя и окружающего его мира, знали еще в древности.
Не буду мучить читателей многочисленными отсылками к великим, но все же еще одну цитату себе позволю. Ф. Шиллер в своей программной статье "Письма об эстетическом воспитании человека" с предельной ясностью высказывается по поводу обсуждаемой проблемы: "Человек играет только тогда, когда он в полном значении человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет".
Все это материи необычайной сложности, которые вряд ли поддаются законодательному регулированию. Хотя бы потому, что законодательство - продукт рациональной интеллектуальной деятельности. Игра же связана с миром эмоций и фантазий, которые, как правило, находятся за пределами рациональности. Уверен, что уважаемая Т. Буцкая в детстве не только читала "Доктора Айболита" Корнея Чуковского, но и смотрела знаменитый фильм Ролана Быкова, где обезьянка Чичи и собака Авва помогали врачу лечить их африканских сородичей и бороться с безжалостными разбойниками. И любому зрителю, самому маленькому и самому пожилому, было ясно, что бывают прекрасные животные и ужасные люди. Правда, наоборот бывает тоже.
Хороших людей и животных больше, чем плохих. И новый закон, если он будет похож на его концептуальное изложение, не позволит Московскому театру мюзикла играть спектакль "Мамонтенок", где каких только животных нет на сцене: от слонов до жирафов. А они еще спускаются в зал и начинают играть с юными зрителями, вызывая желание помочь найти маму Мамонтенка, который оказался в Африке. Но никакие уже полученные этим спектаклем премии не смогут продлить его жизнь - в нем все герои, если следовать концепции нового законопроекта, "расчеловечены".
Обсуждая законодательные инициативы, так или иначе связанные с художественным творчеством, важно понимать, что игра - неотъемлемая часть человеческого бытия. Дети и взрослые играют всю жизнь. Правда, в разные игры. Но у детей они, как правило, наивнее и бескорыстнее.