
Деревню Маслиха, что в шестидесяти километрах от Гурьевска, нельзя назвать отдаленной и труднодоступной. В послевоенные годы, вплоть до хрущевской оттепели, она относилась к колхозу "Новая жизнь".
- В семьях раньше меньше трех ребятишек не было, а у кого и по десять. У нас с мужем семеро детей и тринадцать внуков, - рассказывает 69-летняя Валентина Ивановна Шубина. - К тому времени, как они родились, детский сад в деревне закрылся, потому что колхоза не стало. Младших ребятишек пришлось возить в соседнее село, там работал круглосуточный сад.
Старшие сыновья Шубиных, как и родители, работали в совхозе. Школу окончили - сдали на права трактористов и комбайнеров. В "Горскинском", вспоминают супруги, было пять ферм, которые потом перешли к совхозу "Урской". В лучшие годы в хозяйстве насчитывалось 480 голов дойного стада плюс тысяча голов молодняка и больше сотни лошадей. Доярки обслуживали по тридцать коров каждая - в общей сложности четырнадцать дойных групп.
- Была работа и скотникам с ветеринарами, осеменаторам коров и мутовщикам, механизаторам и сторожам. Мест всем хватало, - продолжает Николай Иванович Шубин. - Молодежь даже не старалась отсюда уехать. А когда работы не стало, народ из деревни побежал.
Сельхозпроизводство начало потихоньку разваливаться в 1990-х, под руководством "эффективных менеджеров".
- Да какое там потихоньку! Помню, была неделю на больничном, из всей моей группы осталось десять голов. Что ни крупней, ни лучше корова - пускали под нож. Да еще в один год кормов на зиму не заготовили, и начался падеж, - вспоминает Валентина Ивановна. - А теперь какая наша жизнь? Доживаем. Точнее, выживаем…
Старожилы помнят, что в расположенном в полутора километрах от Маслихи поселке Урск раньше базировалась геологическая партия, о чем напоминает здание бывшего "красного уголка", одно время использовавшееся как клуб. Теперь здесь размещаются и учреждение культуры, и подразделение социальной защиты населения, и избирательная комиссия. В Маслихе же не осталось ничего. Аварийное помещение клуба, где работала библиотека, крутили кино, устраивали танцевальные вечера и концерты (выступали даже артисты из Москвы!), опечатали в конце 1990-х. Сейчас деревенских жителей "окультуривают" специалисты урского ДК. В мае вот "фронтовая бригада" с музыкой проехала по деревням.
Почтовое обслуживание тоже имеется. За Маслихой закреплена почтальон (на 0,4 ставки), а если она в отпуске или на больничном, пенсии селянам доставляет заведующая отделением.
О старых, добрых временах, когда кроме крупного сельхозпредприятия в этих местах работали леспромхоз, пимокатная фабрика, кирпичный завод и кооперативный магазин Райпотребсоюза, напоминает асфальтобетонная дорога, проложенная в 1980-х. Она и сейчас, спустя полвека, в отличном состоянии. А магазин в деревне закрылся еще лет десять назад, и желающих заняться этой деятельностью нет - невыгодно. Иногда, правда, приезжают в деревню автолавки. Да и в Урске, как уточнили в администрации округа, восемь продуктовых и хозяйственных магазинов плюс пункт выдачи популярного маркетплейса.
- Но продукты и лекарства, как и все остальное, нам чаще всего привозят из Гурьевска наши дети, - поделилась Валентина Пьянкова, инвалид второй группы.
- Если раньше автобусы в город ходили четыре раза в день, то теперь - четыре дня в неделю, - сетует 67-летний Николай Онучин, тоже инвалид. - Получается, утром на автобус не успел - идешь пешком в Урск, чтобы оттуда уехать в город. Такая ситуация уже больше десяти лет. Ответ у чиновников один: "Транспортному предприятию по-другому работать невыгодно".
Медицинскую помощь, как сообщили в окружной администрации, жителям Маслихи оказывают в амбулатории Урска. Там ведут прием фельдшер, терапевт, стоматолог, акушер-гинеколог. Есть физиокабинет и дневной стационар. А невролог, дерматолог и фтизиатр по графику приезжают из Гурьевска.
Раньше в Маслихе работал фельдшерско-акушерский пункт, где и первую помощь оказывали, и роды принимали. Но его закрыли и снесли. И не из-за того, что работать там стало некому. Людям пообещали, что врач будет приходить к ним на дом по вызову. Врача, подтверждают местные, действительно пригласить можно. Как и вызвать скорую. Она доезжает из Гурьевска, согласно нормативу, за два часа. Так или иначе, но в деревнях с численностью населения, как в Маслихе, "наличие ФАПа… действующим законодательством не предусмотрено".
Зато, рассказывают пенсионеры, в урскую амбулаторию из ФАПа в селе Новопестери приезжает фельдшер, вчерашний выпускник медколледжа. Ровно на два часа три раза в неделю. К нему на прием по предварительной записи могут записаться девять жителей восьми окрестных сел - по одному человеку из каждого села.
В 2002-м в Маслихе насчитывалось более 150 жителей, по итогам переписи 2010 года - 122, а сейчас осталось чуть больше шестидесяти. В основном все люди преклонного возраста. Правда, по данным администрации округа, в деревне восемь дошколят и столько же учеников. Кстати, начальную школу здесь тоже давно закрыли. Дети ездят учиться в соседние села.
- Все односельчане моего возраста - кандидаты на отъезд, - уверен Николай Онучин. - У многих куплено жилье в городах. Здесь держит лишь то, что недвижимость, доставшаяся по наследству, никак не продается. Хотя дачники к нам едут с удовольствием - дорога хорошая, места красивые. Но оставить дом без присмотра надолго нельзя - воры все растащат. Участковый на территории есть, он приезжает из Гурьевска по субботам и воскресеньям. Раньше у него на участке было восемь деревень, а осталось семь. И еще одна - Апрелька - видимо, тоже, скоро уйдет в небытие.
Между тем
Развитию сельских поселений, по словам главы Гурьевского округа Станислава Черданцева, уделяется особое внимание. Ведь муниципалитет - лидер в регионе по участию в госпрограмме "Комплексное развитие сельских территорий". В начале 2025 года, объявленном в округе Годом села, специалисты приступили к разработке стратегии его развития на ближайшие десять лет. Главное, чтобы эти масштабные планы не остались только на бумаге.