


Ее путь к всенародной славе начинался с казарм 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Военная часть готовилась к празднованию Дня десантника. Замполит части попросил военнослужащих из самодеятельного ансамбля найти подходящую песню для выступления по теме "голубой пехоты", песню о воздушно-десантных войсках. Десантники в газете "Гвардеец" нашли стихотворение, которое начиналось со строчки: "Расплескалась синева, расплескалась". Автором оказался старший лейтенант Юрий Владимирович Алехин (ныне покойный).
Все эти годы она является неофициальным гимном ВДВ, вносились изменения в текст, в музыкальное оформление. Современный ансамбль "Голубые береты" дал ей вторую жизнь. (Кстати, современные "Голубые береты" вышли тоже из З50-го парашютно-десантного полка ("полтинник" - так его называли десантники, вспоминают в беседе ветераны участники войны в Афганистане, орденоносцы майоры Игорь Шевель и Олег Седенков.) Менялся текст песни и аранжировка, менялся состав исполнителей. Неизменным оставалось одно: она была написана на белорусской, витебской земле и впервые исполнена на земле полоччыны - на территории военного городка Боровуха-1.
В СССР воздушный десант в военном деле впервые применили в 1929 году, когда в Таджикистане освобождали от басмачей город Гарм. По итогам этой успешной операции в 1930 году было принято решение под Воронежем создать первую воздушно-десантную часть. 26 июля 1930 года во время сборов ВВС Московского военного округа на воронежском аэродроме показательный прыжок с парашютами выполнил Леонид Минов, вслед за ним свои первые прыжки выполнил Яков Мошковский и еще несколько летчиков.
Через неделю, 2 августа 1930 года, тоже под Воронежем на учениях ВВС для выполнения тактической задачи впервые было десантировано на парашютах подразделение в составе 12 человек. Десант был выброшен в составе двух групп парашютистов с оружием по 6 человек. Одной группой руководил Леонид Минов - уроженец Витебской губернии, другой - его помощник Яков Мошковский - белорус из г. Пинска. Был сброшен первый в мире парашютный десант. Положено начало созданию одного из самых боеспособных родов войск в СССР - ВДВ.
10 августа 1934 года ведущим парашютистам присвоено почетное звание "Мастер парашютного спорта СССР". Удостоверение и значок № 1 были вручены Леониду Минову, вторым в списке был Яков Мошковский.
День Воздушно-десантных войск традиционно отмечается и в России, и в Беларуси и всеми десантниками, служившими в войсках Дяди Васи, 2 августа - это главный день в истории советских воздушно-десантных войск, его рождение связано напрямую с двумя белорусами. Тельняшка и голубой берет - неотъемлемый элемент одежды в этот день.
Парашют - это замечательное, гениальное творение человеческой мысли, остроумный летательный аппарат. Над созданием парашютов для десантников в немалой степени потрудились уроженцы Беларуси и имеющие белорусские корни.
Первый авиационный парашют создал Глеб Котельников, он родился в 1872 году и в детские годы жил в Минске. 24 сентября 1910 году Котельников (актер театра) присутствовал в Петербурге на Всероссийском празднике воздухоплавания. Под впечатлением увиденной им гибели на показательных полетах Льва Мациевича (тоже имеет белорусские корни) - легенды русского воздухоплавания, загорелся желанием сконструировать авиационный парашют как индивидуальное средство спасения авиаторов (существующие к тому времени парашюты были громоздки и не могли быть использованы пилотами и пассажирами аэропланов, поэтому использовались крайне редко). Через год он создал надежное, компактное и легкое устройство, которое собиралось в ранец - ранцевый парашют.
Незаслуженно забыт отец советского десанта Павел Гроховский - человек, который стал родоначальником воздушно-десантных войск в СССР. Именно ему принадлежит идея десантирования людей и техники с помощью авиации и методик десантирования. И хотя он родился в 1899 году в городе Вязьме Смоленской губернии, по утверждению белорусского писателя Валерия Ермоленко, много лет изучающего роль белорусов в развитии авиации, его корни находятся в Беларуси, он происходил из белорусских революционеров. Он создал первые в мире хлопчатобумажные десантные и грузовые парашюты, парашютные системы. Начальник и главный конструктор Экспериментального института Наркомата тяжелой промышленности по вооружениям РККА (до 1937 года). Возглавлял работы по конструированию и испытанию техники для воздушного десантирования. Арестован 5 ноября 1942 года, приговорен к расстрелу и расстрелян на полигоне "Коммунарка". Реабилитирован в 1957 году. (См. Ермоленко В.А. Асы - белорусы: очерки. - Минск: Мастацкая лiтаратура, 2014. С. 93-96.)
Инициатором производства парашютов в СССР был Михаил Савицкий (1890-1984), военный летчик и инженер. Возглавлял первую в стране парашютную лабораторию в НИИ ВВС и был назначен директором первого специализированного Парашютного завода, на котором к концу 1931 года было изготовлено более 5 тыс. парашютов, в том числе 70 специальных десантных ПД-1 конструкции Савицкого. В 1930 годы он разработал парашют для десантирования экипажа в количестве шести человек в специальной лодке, а также для одного бойца-десантника.
Заслуживает внимания тот факт, что в Беларуси и России впервые и первыми среди россиян совершили прыжки с парашютом белорусы по происхождению Станислав Древницкий (Берлин, 1890), а среди женщин Ольга Древницкая - жена его брата Иосифа Древницкого (Витебск, 1895). Их малая родина - ныне Островецкий район Гродненской области
Первый показательный прыжок на родине, в Беларуси, Станислав выполнял в Минске (26.09.1891). Местом старта аэронавта был выбран Губернаторский сад (теперь парк им. Горького). В Витебске прыгнул с высоты 300 метров прямо в Западную Двину. Показательные прыжки демонстрировал в Риге, Николаеве, Ростове, Вильно и других городах России. Это был фантастический "промотур", популяризирующий воздухоплавание и парашютный спорт. Но 124-й полет был трагическим - оторвавшись от земли, шар ударился о столб, аэронавт сорвался и разбился. Ему шел только 34-й год. Похоронен на католическом кладбище в Витебске.
Его брат Иосиф к началу 1911 года имел более 400 прыжков, тогда это был мировой рекорд! Разработал собственную конструкцию авиационного парашюта, который должен был спасать не только летчика, но и самолет. Опередила свое время и идея Иосифа Древницкого об управляемом парашюте, который он демонстрировал в Одессе (1913). Однако его идеи оказались невостребованными. В Первой мировой войне был впервые применен авиационный ранцевый парашют Г. Котельникова (1872-1944).
Древницкая Ольга, глядя на смелые прыжки мужа и его брата, тоже занялась необычным для девушек того времени делом, стала первой в России женщиной-парашютисткой. Первая мировая война и последующие события после Октябрьской революции 1917 года прервали занятия парашютизмом одержимых супругов - Иосифа и Ольги Древницких из местечка Островец.
Ольга не единственная белоруска, породнившаяся с небом.
Среди самых выдающихся спортсменов-парашютистов в мировом парашютном спорте более 10 белорусов неоднократных чемпионов и рекордсменов мира, абсолютных чемпионов Европы. Среди них Галина Ракович из Могилева, родилась в 1954 году. Мастер спорта СССР международного класса в 24 года по парашютному спорту. 2-кратная чемпионка мира в командном зачете (1984, Франция; 1986, Турция). 2-кратная рекордсменка мира. Серебряный призер II Всемирных авиационных игр в командном зачете (2001, Гранада, Испания). Абсолютная чемпионка СССР (1984, Краснодар). В 2003 году первой в Беларуси совершила 10 000-й прыжок с парашютом.
Голубые береты. Берет имеет свою историю происхождения, свою репутацию, которой гордится каждый служащий ВДВ, потому что именно благодаря этой самой узнаваемой составляющей военной формы служащего сразу видно издалека и тотчас можно сообразить, где конкретно он служит. А служба ВДВ и в России, и в Беларуси считается одной из самых престижных.
Вероятно, первыми, кто начал носить берет в качестве военного головного убора, были шотландцы, живущие в 17-18 веках. В принципе, он существовал и раньше, но был, скорее, неофициальным (однако не только в Шотландии, но и в Испании и Франции). Моду на береты в военной форме ввели одновременно Британия и Франция в Первой мировой войне, передав ее сначала Германии, а потом и США. Вторая мировая война еще больше распространила традицию на ношение этого головного убора в вооруженных силах различных стран.
В СССР эта мода дошла только к началу 60-х годов. Примечательно, что первыми, кто стал носить эту вещь, были служащие морской пехоты. В ВДВ береты пришли лишь в 1967 году. Немногие знают, что изначально береты предполагались совсем не голубые, а малиновые. Голубой цвет в форме Воздушно-десантных войск присутствовал только в виде кантиков и погон.
Примечательно, что первыми стали носить береты морские пехотинцы. В ВДВ береты пришли лишь в 1967 году. Немногие знают, что изначально они предполагались совсем не голубые, а малиновые. Голубой цвет в форме Воздушно-десантных войск присутствовал только в виде кантиков и погон.
В 1967 году была утверждена новая военная форма, в том числе и берет. И в этом же году служащим ВДВ предоставили возможность продемонстрировать на себе малиновые береты на параде. Однако этот цвет недолго присутствовал в военной форме. По каким-то причинам высшим командованием было принято решение сменить цвет. Никто точно не может сказать причины перемены цвета берета. Точно одно - десантникам берет явно пришелся по нраву. В 1969 году цвет был изменен на тот, что мы можем видеть сейчас - голубой.
На сегодняшний день голубой берет является самой узнаваемой чертой военнослужащих ВДВ наравне, пожалуй, только с тельняшкой. Голубой берет в настоящее время является предметом гордости десантника. В свой профессиональный праздник 2 августа каждый военнослужащий, даже бывший, при выходе из дома на празднества всегда захватит с собой голубой берет.
А ведь инициатором и идейным вдохновителем введения характерных голубых беретов и тельняшек того же цвета в качестве предметов повседневной униформы десантников был наш земляк, уроженец Витебска Лисов Иван. Еще в 1967 году он внес предложение ввести для десантников новый головной убор - голубой берет. Инициатива встретила горячее одобрение со стороны Василия Маргелова, и по сегодняшний день десантники носят берет небесно-голубого цвета.
С именем генерал-лейтенанта Ивана Лисова связана целая эпоха в Воздушно-десантных войсках, он родился в 1912 году. Пришел в ВДВ в 1930-е годы, когда "авиадесантные отряды" были на стадии формирования, лично знал пионеров советского десанта - Леонида Минова и Якова Мошковского, прыгал с крыльев бомбардировщика ТБ-3, прыгал с парашютом конструкции системы Гроховского. Будучи начальником воздушно-десантной службы ВДВ, летом 1959 года лично возглавил первый массовый десант на воду в сложнейших метеоусловиях. К 1962 году имел рекордное, среди всех генералов-десантников, количество прыжков с парашютом - 380. Заместитель командующего Воздушно-десантными войсками (1964-1975). В памяти советских десантников генерал Лисов остался как заместитель командующего ВДВ Василия Маргелова. Их тандем, вероятно, был наиболее плодотворным в истории советских Воздушно-десантных войск. Уходил в запас, когда аббревиатура ВДВ уже расшифровывалась как "Войска Дяди Васи" - в честь его земляка командира и соратника Василия Филипповича Маргелова.

Необходимо отметить, что основателем современных Воздушно-десантных войск нынешние крылатые пехотинцы считают выдающегося военачальника Василия Маргелова. Именно его масштабные преобразования превратили ВДВ в один из самых элитных и боеготовых родов войск не только в нашей стране, но и в мире. Родился в 1908 году в г. Екатеринослав, ныне г. Днепр, в семье выходцев из Беларуси. Его отец Филипп Иванович - участник Первой мировой войны, кавалер двух Георгиевских крестов. В поисках лучшей доли с семьей переехал в Екатеринослав. В 1913 году семья вернулась на родину отца - в местечко Костюковичи (ныне город, райцентр в Могилевской области).
Генерал армии, Герой Советского Союза (1944), лауреат Государственной премии СССР. Участник освободительного похода РККА в Западную Украину и Западную Белоруссию, Советско-финляндской, Великой Отечественной войн. С 1944 года - командир 49-й гвардейской стрелковой дивизии. С 1948 года - командир 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в Пскове, с 1950 года - командир 37-го гвардейского воздушно-десантного корпуса. Командующий Воздушно-десантными войсками (1954-1959 и 1961-1979). Первый заместитель командующего ВДВ (1959-1961). В общей сложности за время существования ВДВ в СССР (1941-1991 годы) руководил ими 25 лет!
По стопам Василия Маргелова пошли и пять его сыновей (на сегодняшний день из них нет никого в живых): Геннадий - начальник Военного дважды Краснознаменного института физической культуры и спорта; Анатолий - доктор технических наук, профессор; Виталий - генерал-полковник, профессиональный разведчик; Василий - военный разведчик, долгие годы проработал в арабском мире на самых драматических этапах его истории.
Ближе всего к отцу-десантнику был Александр (1945-2016), их судьбы тесно переплелись на службе. С 1971 года на службе в Советской Армии в ВДВ. Именно ему отец поручил опасный эксперимент по первому в истории "крылатой пехоты" десантированию в боевой технике. 5 января 1973 года на парашютодроме ВДВ Слободка под Тулой было произведено десантирование на парашютно-платформенных средствах в комплексе "Кентавр" с военно-транспортного самолета Ан-12 гусеничной боевой бронированной машины БДМ-1 с двумя членами экипажа на борту - командир экипажа подполковник Леонид Зуев, оператор-наводчик старший лейтенант Александр Маргелов.
Справка (из интервью Александра Маргелова. "Красная звезда". 21.10.2005): ...в канун 1973 года министр обороны СССР А.А. Гречко дал добро на проведение эксперимента - десантирования внутри тяжелой техники...
"Кто будет десантироваться?" - спросил он. Командующий Маргелов сделал шаг вперед и просто сказал: "Я". …Гречко категорически отказал Маргелову. "В таком случае - один из моих сыновей, их у меня пятеро, и, кстати, один из них, Александр, служит в Научно-техническом комитете ВДВ и как раз занимается этими вопросами. Вместе с ним будет опытный офицер-десантник мастер парашютного спорта гвардии майор Зуев Леонид - офицер воздушно-десантной службы, большой энтузиаст нового способа десантирования", - сказал командующий.
...В многотонной БМД (боевая машина десанта) разместился экипаж: командир подполковник Леонид Зуев и механик-водитель старший лейтенант Маргелов Александр. Самолет АН-12 поднялся в воздух, и вскоре тяжелая боевая машина перевалилась через край люка. Ее качало, как маятник, отказала радиосвязь, экипаж работал интуитивно и не ошибся ни в чем - сказалась основательная подготовка. Сработали основные и тормозные парашюты, удар о землю и… тишина. Десантирование прошло успешно, после приземления экипаж с ходу повел стрельбу холостыми. Этот опасный эксперимент доказал: десантники на БМД сразу же после приземления могут вступить в бой...
Десантники внутри броневой машины не имели возможности влиять на ситуацию - на все воля случая. Командовал операцией его отец - В. Ф. Маргелов. Во время десантирования сына находился на командном пункте, за 20 минут Маргелов-старший тогда выкурил целую пачку сигарет, а в кармане шинели держал заряженный пистолет наготове, чтобы в случае неудачи застрелиться. Далеко не каждый военачальник пошел бы на то, чтобы посадить в эту машину своего сына, подвергая опасности его жизнь. Остряки назвали это "протекцией по-маргеловски".
23 января 1976 года, также впервые в мировой практике, десантированная из того же типа самолета, произвела мягкую посадку БМД-1 на парашютно-реактивной системе в комплексе "Ректавр" также с двумя членами экипажа на борту - майором Александр Маргеловым и подполковником Леонидом Щербаковым. Десантирование производилось с огромным риском для жизни, без индивидуальных средств спасения. Александр Васильевич - мировой рекордсмен по десантированию вместе с боевой техникой. Подобного мировая история не знает. С 1976 по 1991 год эта система применялась около 100 раз и всегда успешно. Десантирование техники с экипажем на реактивных системах позволило вводить в бой дивизии ВДВ не за семь суток, как ранее, а за 22 минуты. Это стало серьезным козырем во время холодной войны. Через двадцать лет за подвиг семидесятых годов обоим было присвоено звание Героя Российской Федерации.
В Российской Федерации командующим Воздушно-десантными войсками (1996-2003) был и белорус Георгий Шпак, который родился в 1943 году в г. Осиповичи Могилевской области. Генерал-полковник, доктор педагогических наук, профессор. Участник боевых действий в Афганистане, Югославии, Контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона (1996-2000).
Его сын Олег - гвардии лейтенант ВДВ, командир взвода парашютно-десантного полка 104-й воздушно-десантной дивизии, 29 марта 1995 года погиб в бою во время операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне. Награжден орденом Мужества (посмертно). И как Василий Маргелов отправил своего сына Александра на смертельно опасный прыжок, а сам стоял на смотровой вышке с пистолетом в руках: разобьется - нет? - так и десантник генерал Георгий Шпак не остановил сына Олега от командировки в Чечню. Конечно, мог, но не остановил...
На высших должностях в руководстве ВДВ служили и другие белорусы, вся служба которых прошла в ВДВ.
Генерал-лейтенант Владимир Полевик из Брестской области, заместитель командующего ВДВ (1991-1992).
Анатолий Концевой родился в Гомельской области, генерал-лейтенант, начальник Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. В.Ф. Маргелова (2012-2017). С 2019 года - заместитель командующего ВДВ.
Губаревич Иосиф Иванович из Могилевской области, генерал-майор. Стоял у истоков создания ВДВ. С октября 1941 года - командир 7-го воздушно-десантного корпуса. Смертельно ранен на фронте.
