Российские туристы стали чаще ездить в Якутию, Калмыкию и на Дальний Восток

Государственная поддержка внутреннего туризма влияет на географию путешествий россиян. В 2025 году список субсидированных авиабилетов впервые был расширен до 23 направлений, включая такие, как Москва - Владивосток, Москва - Петропавловск-Камчатский, Москва - Южно-Сахалинск. Одновременно цена авиабилетов внутри страны снизилась на 32%, до 17 900 рублей, а доля внутреннего туризма держится на уровне 88%, что лишь на 0,7 процентного пункта ниже прошлогоднего показателя.
Несмотря на долгий перелет, Тихоокеанское побережье России привлекает все больше туристов.
Несмотря на долгий перелет, Тихоокеанское побережье России привлекает все больше туристов. / Юрий Смитюк/ ТАСС

"В моду входят экспедиционные туры по Якутии и Калмыкии, а также Дальний Восток в новом прочтении", - рассказывают в сообществе туроператоров "Большая страна". Эксперты связывают это с развитием национальных туристических маршрутов во многих регионах и государственной поддержкой внутреннего туризма. Например, Минтранс ввел скидки на детские авиабилеты - для детей от 2 до 12 лет действует скидка 50% на внутренние рейсы. Определенным льготным категориям доступны авиабилеты по субсидированным тарифам на дальневосточные направления.

По словам заместителя директора по развитию авиарынка в сервисе путешествий "Туту" Артема Кузьмина, 88% авиапутешественников предпочитают поездки по России. Этим летом стали чаще покупать билеты в Нижний Новгород, Горно-Алтайск, Екатеринбург, Мурманск и Владивосток. Руководитель пресс-службы сервиса OneTwoTrip Елена Шелехова подтверждает рост интереса к дальневосточным направлениям: "В июне-августе 2025 года спрос на перелеты в Благовещенск вырос на 70%, в Улан-Удэ - на 49%, в Магадан - на 39%".

Лидерами по росту спроса в 2025 году стали Волгоградская область, Норильск (так как вырос спрос на плато Путорана), Мурманск и Апатиты, Минеральные Воды, Махачкала, Дальний Восток (Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Южно-Сахалинск), отмечают в "Большой стране".

По данным сервиса "Авиасейлс", на внутренние направления приходится 73% всех летних бронирований. Авиакомпании увеличивают число рейсов по стране, так как спрос на них высокий. Так, Nordwind Airlines и NordStar выполняют регулярный рейс Нижний Новгород - Махачкала. "Аэрофлот" увеличил число рейсов по маршруту Москва - Мурманск до 35. В августе же частота полетов в Калининград будет достигать 178 рейсов в неделю. В этом году появились рейсы "России" Томск - Сочи, Калининград - Апатиты, Красноярск - Самара, Красноярск - Полярный.

Самыми дорогими направлениями остаются Шантарские острова, Камчатка и Сахалин, а также Ямал, Якутия, Байкал, плато Путорана

Растет спрос не только на далекие регионы, но и на центральную часть России: Серебряное и Золотое кольцо, Ярославская, Тверская, Владимирская, Нижегородская, Самарская, Псковская, Ростовская области все чаще попадают в планы путешественников.

Москва сохраняет лидирующие позиции среди внутренних направлений. По данным OneTwoTrip, доля столицы в общем объеме заказов составила 29%, при этом перелет туда-обратно обходится в среднем 14 200 рублей, что на 25% меньше прошлогоднего показателя. На втором месте - Санкт-Петербург с долей 12,4% и средней стоимостью перелета 14 400 рублей, что на 30% дешевле 2024 года. Калининград замыкает тройку лидеров с долей 7% и средней ценой билета 15 100 рублей.

Самыми бюджетными направлениями остаются Воронежская, Свердловская, Владимирская, Псковская области, Архыз, Орловская область, Кабардино-Балкария, Красноярский край, Новгородская, Ивановская области, Ставропольский край, Марий Эл, Тульская, Калининградская области.

Самыми дорогими по-прежнему являются Дальний Восток, включая Приморье, Шантарские острова, Камчатку, Сахалин и Курильские острова, а также Ямал, Якутию, Байкал, плато Путорана и Арктические регионы. Эксперты отмечают, что многие туроператоры зависят от стоимости услуг гостиниц, гидов, кафе и других субъектов туристского рынка. Кроме того, зачастую требуется заброска специальным транспортом (уазики, высокопроходимые машины и т.д.) к труднодоступным локациям или в заповедники.