Как продвигать сувениры курских народных умельцев

Барыня, всадник, трехголовый конь и свистулька-соловей - кожлянская игрушка во всем ее сюжетном многообразии выставлена в сувенирной лавке на железнодорожном вокзале Курска. Ее открыли по просьбе мастеров декоративно-прикладного творчества, да только продажи идут ни шатко ни валко. В чем проблемы реализации народных промыслов и как изменить ситуацию, разбиралась корреспондент "РГ".
Курские глиняные изделия при определенных условиях могут стать раскрученным региональным брендом.
Курские глиняные изделия при определенных условиях могут стать раскрученным региональным брендом. / Руслан Журкин

Открытию сувенирной лавки на железнодорожном вокзале, причем прямо в центральной его части, предшествовало большое совещание мастеров-ремесленников с представителями правительства региона. Тогда курские умельцы, чье творчество известно и за пределами региона долгие десятилетия, посетовали: продавать плоды своего труда становится все сложнее. А ведь, как правило, все ремесленники - носители ценных курских традиций: от ковроткачества до лозоплетения и создания керамических шедевров.

Сувенирная лавка была названа первым шагом на пути к популяризации курских помыслов и монетизации творчества мастеров. Было решено, что ассортимент в лавке будет меняться, - к примеру, первые три недели здесь будет продаваться исключительно кожлянская игрушка. Причем наряду с образцами уже готовых "барынь" да "всадников" умельцы предлагают и набор: простую глиняную фигурку и краски с кисточками к ней. Чтобы, как сейчас модно, человек раскрасил сам.

- Только торговля наша идет пока вяло, - отмечает сотрудница областного Дворца народного творчества Ольга Новикова. - Все дело в том, что многие даже не знают, что такое кожлянская игрушка. А ведь она древнейшая. Но, чтобы рассказать об этом, нужно время.

Эксперт по курскому народному творчеству увлекает историей глиняных фигурок. Где берут для них не обычную, а сизую глину? Почему лепят не сразу, а замачивают и оставляют "дозревать"? Как обжигают уже слепленные фигурки? Почему расписывают "елочкой", "клеткой" или полосками? Свистульки - особые курские сувениры. Изначально они делались мастерами для того, чтобы дети развивали легкие, а после звук, издаваемый ими, стали сравнивать с трелью знаменитого курского соловья.

Нужно поддерживать и промыслы, и смыслы, которые в них заложены

- Только я начинаю об этом рассказывать - раздается сирена ракетной опасности, - сокрушается продавец сувенирной лавки. - Покупатели уходят. Хотя был мужчина, который, даже спеша на поезд, купил несколько игрушек: уж очень для него было важно привезти из нашего региона что-то исконно курское.

Однако таких людей очень мало. И мастер Валентин Тимофеев, семья которого продолжает традиции изготовления кожлянской игрушки, отмечает: сейчас в его квартире и приспособленных для хранения помещениях находится большая коллекция глиняных фигурок, стоимость которых оценивается в десятки миллионов рублей.

- Чтобы игрушку продавать, мало о ней рассказывать, - уверен он. - Нужно еще и возрождать традиции, которые у нас были раньше. И это время скоро настанет. Многие считают, что мы живем в мире забав и развлечений, но это уже не так.

Валентин Тимофеев говорит о необходимости поддерживать не только промыслы и творчество, но и те смыслы, которые в них заложены. Например, нужно учить ребенка помогать по дому, почитать старших, любить животных - тогда игрушка, которая отражает все это, будет востребованной.

Пока же для этого делаются только первые шаги. И мастера, и сами куряне отмечают, что прекрасное пространство на полугоре в Курске, где десятилетиями был пустырь, теперь стало настоящим местом притяжения. Теперь там установлен гигантский экран для трансляций и кинопоказа, построен уютный амфитеатр под открытым небом, привезены фуд-траки с вкусным кофе и оборудованы ярмарочные ряды с сувенирной продукцией. И то, что там можно приобрести и изделия курских мастеров, тоже большой плюс.

Валентин Тимофеев в свою очередь не отказывается от идеи создания ремесленной деревни, где можно было бы встречать туристов и обучать их народным курским промыслам. Несмотря на колоссальный объем вложений, он уверен: это необходимо в нынешней ситуации, когда потребность в отдыхе от повседневной суеты растет с каждым днем.

Эксперт сферы туризма Станислав Конев проблему популяризации курских сувениров связывает с реалиями сегодняшнего дня: оперативная обстановка не позволяет проводить массовые мероприятия, а это значит, что площадок для продаж нет.

- Турист к нам и раньше ехал очень неохотно, а теперь - тем более, - продолжает он. - Но все же перспектива есть, и не надо совсем уж отчаиваться. Обстановка изменится к лучшему, и нужно думать об этом. Пространство на полугоре, кстати, в данном отношении просто самое своевременное решение: люди выходят, собираются, отвлекаются от забот и новостей. Там бы сосредоточить и продажу сувениров, и мастер-классы. Мы сейчас вспоминаем о том, как организовывали экскурсионные туры в ту же Суджу, показывали ковры, показывали глиняные изделия… И обязательно включали в эти туры еще и творческий ремесленный мастер-класс. Люди ехали - и очень охотно. Мы показывали промыслы, и наши туристы ими вдохновлялись, многие покупали изделия мастеров на память.

Теперь и мастера в Курске, и площадка для их творчества есть. Важно только создать настроение и атмосферу, считает эксперт.

- Кто бы что ни говорил, а исконные наши ремесла и традиции все равно остаются интересными широкому кругу людей, - говорит Станислав Конев. - Вы вспомните, как в центре города устраивали массовую пляску "Тимоня": сначала никто не думал, что столько людей захотят встать в этот круг, а потом получился огромный такой хоровод. И как всем понравилось! До сих пор вспоминают. Так что стоит только начать это проводить, предложить людям - они поддержат. Мы, например, тоже планируем возобновить туры в Суджу, как только там смогут нас принять. Вот прямо как только - так сразу!