"Нацистам казалось, они дерутся с потусторонней силой": как выглядит Суджа в годовщину вторжения ВСУ в Курскую область

Суджа год спустя. Корреспондент "РГ" проехал по дорогам курского приграничья
- Пойдем по той самой трубе, или - по-скучному, поедем на машине? - это шутят бойцы из бригады "Ветераны". В годовщину вторжения укронацистов в Курскую область мы задумали с ними наведаться в Суджу.

Но перед этим я попросил провезти меня по селу Большое Солдатское, отсюда до многострадального города двадцать пять километров, для фронта - не расстояние.

"Немцы" до села не дошли, но их дроны и хаймарсы долетели. Вот прямым попаданием разбито здание местной администрации, военные предупреждают: по газонам не ходи, могут быть лепестки. Дистанционное минирование - излюбленная пакость нацистов. А вот сетевой магазин, осколки пробили окна, долетали до касс и витрин. Супермаркет от греха подальше закрыли, все обесточили... А что это на витринах? Банки с икрой, давно протухла. На месте продукты и с большим сроком годности - гречка, рис, макароны.

Едем дальше. Вот разбитый детский сад, вот клуб с библиотекой - кому и чем мешали книги, их зачем было сжигать? Досталось и храму Рождества Христова. Осколки посекли стены.

Машины, не ушедшие от дронов, за каждым поворотом...

Если так выглядит село, в котором не было неонацистов, то что они сделали с бедной Суджей?

Вместе с нами в этот уже известный на весь мир город едет Родной, один из тех, кто шел по той самой трубе... Он - дроновод, командир, за его плечами участие в других знаковых спецоперациях "Ветеранов", в том числе Авдеевка. У парня два ордена Мужества, представлен к званию Героя России.

Но уже на дороге в Суджу, под антидроновой сеткой, он честно признается, что такой "стрелкотни," таких страшных боев, что шли в Судже, он еще не видел.

Нацистам, возможно, казалось, что они дерутся с потусторонней силой, они только на следующий день осознали, что вышедшие из-под земли - тоже люди. Просто они умнее, отважнее, и с ними Бог.

"Вообще-то, мы должны были выходить в маскхалатах, белых, но пока мы по трубе шли, снег растаял, халаты сняли, - говорит Родной. - Наверное, даже к лучшему. Вид наших героев оказался еще более зловещим".

...Раз заговорили про трубу, то не заехать ли? "Что ж, давай" - "Ветераны" сегодня были добрыми как никогда!

В саму газовую трубу, по которой шел поток героев, мы не попали, вход уже завален, но подземные туннели, что вели к ней, я прошагал на своих двоих и в бронежилете. Выдохся на десятой минуте. А парни так передвигались два дня, а кто-то и все четыре. Как?

Нацистам, возможно, казалось, что они дерутся с потусторонней силой, они только на следующий день осознали, что вышедшие из-под земли - тоже люди

"Больше всего страдала поясница. Но к этой боли я привык, - Говорит Родной, чей рост 180 см. - А вот психика в замкнутом пространстве ломалась. Но мы готовились заранее морально, понимали, что нас ждут не только физические нагрузки".

Я в космос не летал, но, думаю, что космонавты таких бы нагрузок не выдержали точно.

Трубу готовили несколько месяцев. И однажды чуть было все не сорвалось.

"Нацисты пошли в очередной контрнаступ, и то место, откуда бойцы должны были заходить в трубу, оказалось в полуокружении, - рассказывает Александр Богачев, экс-глава Суджанского района, а ныне доброволец "Ветеранов". - Но ребята не остановили работы, тихо, но продолжали копать блиндажи, склады и все то, без чего операция "Поток" бы не состоялась".

Почему Александр Богачев все это знает? Он был одним из тех, кто готовил туннели к трубе и саму трубу под спецоперацию. И то, что ребята дошли, - это и его победа тоже...

...Приближаемся к Судже. Машина мчит со скоростью света.

"А мы шли все это расстояние под землей, - говорит Родной. Кажется, он и сам до сих пор не может поверить, какое военное чудо они совершили.

И вот она Суджа. Помимо разбитых домов и сожженных машин - кого этим нынче удивить - нас встречают надписи на заборах. Успеваю вчитаться: "Я видел Дугину и это был не сон", "Труба до Киева доведет", "Всем всего светлого и ясного"...

А вот и главные ворота города - Железнодорожная станция. От белокаменного здания остался лишь остов, остальное под бомбежками превратилось в черную пыль.

Но ведь не сложился вокзал, и белые стены кое-где также вселяют надежду: отстроят, будет даже лучше.

По всей привокзальной площади ветер гоняет сожженные машины - будто железные банки из-под газировки. И слева, и справа слышны характерные хлопки - вражеские дроны продолжают свою охоту, вот только на кого? На тени своей собственной трусости? На свидетелей своего оглушительного провала? Уцелевшие еще стены некоторых зданий помнят, бравые нацики удирали от русских "призраков".

Жителей мирных мы не встретили, но на наших глазах в город приехали ребята из отрядов теробороны, которые в августе 2024 года как раз вывозили из Суджи мирных, а потом - раненых. Сегодня у них особая миссия - поменять потускневшие от солнца и гари флаги на Знамя Победы и стяги с изображением Спаса.

Один из них подняли прямо над Привокзальной площадью.

И как-то сразу стало светлее...