В Воронеж привезли легендарные барановские ситцы XIX века

Рассмотреть тонкий узор на красных тканях, в которые одевалась вся царская Россия, можно в Воронежском областном краеведческом музее до конца сентября.
Работы современных художников поместили на выстывке, чтобы показать, что знаменитые узоры продолжают вдохновлять мастеров.
Работы современных художников поместили на выстывке, чтобы показать, что знаменитые узоры продолжают вдохновлять мастеров. / www.museum-vrn.ru

Ими торговали на русских ярмарках и восточных базарах, их носили по деревням коробейники и выставляли в павильоне как гордость империи на Всемирной выставке в Париже. "Барановские ситцы. Наш российский триумф" - выездной проект музея-заповедника "Александровская слобода" - знакомит с одним из главных текстильных брендов в истории страны.

Сегодня его знают, пожалуй, в основном по платкам, которыми покрывали голову солистки фольклорных коллективов. Яркий желто-зеленый рисунок с "восточными огурцами" на алом фоне воспроизводят на хлопковых тканях до сих пор. Но Троицко-Александровская мануфактура купцов Барановых во Владимирской губернии выпускала далеко не только, да и не столько платки. Из набивных ситцев ее производства шили платья и сарафаны, рубахи и передники - причем как крестьянки, так и женщины городских сословий. Барановские ткани имели, как правило, растительный орнамент - веточки, листики, "бобы", цветы, всевозможные завитки.

Среди активных покупателей были жительницы Воронежской губернии, где барановские платки и шали по праздникам надевали замужние женщины. В местном краеведческом музее хранится более 30 таких платков. А на выставке можно увидеть и детали народных костюмов с использованием барановских ситцев: присборенное платье с карманами, которое легко представить и на современной моднице, из Владимирской губернии, цветастую рубаху - из Воронежской, фартук - из Курской…

- Барановы были прекрасными маркетологами и понимали, что далеко не каждая женщина может купить дорогой отрез их ткани. А вот украсить себя платочком в состоянии даже крестьянка средней руки. Потому они и сделали ставку на платки. В XIX веке также из соображений экономии женщины стали иногда заменять вышивку на одежде вставками из узорных тканей. И барановские ситцы стали служить уже таким украшением костюма - в виде полосочек, нашитых на сарафан или фартук, - рассказала "РГ" врио директора Историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Александровская слобода" Марина Рыбакова.

Недавно комбинат Ивановской области выпустил реплики музейных тканей с дореволюционными узорами

Цена ткани в то время зависела прежде всего от красителей. Чтобы получить насыщенный кумачовый или пунцовый (адрианопольский) цвет, использовали баснословно дорогой, требовавший особых условий хранения порошок из корней марены (крапп). Растение собирали в Турции, а экстракт изготавливали во Франции по секретному рецепту. Получались оттенки от розового до коричневого, но цвет был нестойким и при стирке линял. Федор Баранов придумал закреплять его, замачивая ткань в бычьей крови, да еще с примесью навоза. Его сын Иван приспособился выращивать марену на юге России, а бычью кровь, которая создавала его делу зловещую репутацию, заменил отваром отрубей.

Важной вехой для фабрикантов стала Всемирная выставка в Париже 1889 года. Та самая, где была представлена Эйфелева башня. В российской экспозиции современникам запомнился сельскохозяйственный павильон с "черным бриллиантом" - монолитом воронежского чернозема в одну кубическую сажень. Текстильный раздел украшали барановские платки и шали. Их моментально раскупили, а владимирские купцы получили заказы на поставку тканей во французские магазины.

Всего в фондах "Александровской слободы" хранится более двух тысяч образцов набивных тканей и других предметов конца XVIII - начала ХХ века, связанных с этим промыслом. Для "гастрольного" проекта отобрали около 130.

Не так давно комбинат "Шуйские ситцы" из Ивановской области выпустил реплики музейных тканей с дореволюционными узорами. Для проекта "Ткани со смыслом: наследие мануфактур" взяли несколько кроков из собрания Музея ивановского ситца и "Александровской слободы".

- Мы предоставили 10 рисунков из своей коллекции, и в Воронеже эти современные ткани впервые включили в состав выставки. Дореволюционное качество ткани, качество окрашивания и печати, к сожалению, полностью повторить уже невозможно, - уточнила Марина Рыбакова.

Вторую жизнь барановским ситцам дарят современные художники. Серию арт-объектов специально поместили на выставке, чтобы показать, что знаменитые узоры продолжают вдохновлять мастеров. Керамист Вадим Сташкевич, который ранее украсил часовню в Боголюбове изразцами в стиле древних белокаменных соборов, воспроизвел на декоративных плитках "смородиновый лист". "Ситцевыми" орнаментами он расписал ступу, лыковый кошель и другие предметы старого быта. А ученица Ильи Глазунова Мария Подкопаева использует элементы народного костюма в своих жанровых полотнах. Дополняет ряд сувенирная линейка - авторские украшения от ивановского дизайнера Марии Кобенья.

Прямая речь

Марина Рыбакова, врио директора музея-заповедника "Александровская слобода":

- В нашей Владимирской губернии ткацкий промысел был исконно развит, и потом он перерос в мощную текстильную промышленность. Это заслуга купцов Барановых, которые первыми из отечественных фабрикантов получили признание на международном рынке. В ту пору красный цвет вызывал сумасшедший ажиотаж. Владельцы мануфактур и в Европе, и в России бились над тем, чтобы получить адрианопольский цвет. Технология окрашивания, которую запатентовали Барановы, оказалась очень удачной. Про их ситцы говорили, что они сносятся раньше, чем выцветут. И сегодня барановские ткани, которым более 150 лет, остаются яркими, пламенеющими. Мы даже выставляем их в постоянной экспозиции, хотя текстиль, как и графика, боится света и каждые три месяца должен отправляться на "отдых". Не испытываем судьбу и меняем образцы раз в полгода, но видим, что эти ситцы действительно не выцветают и не линяют.