Родители женщины развелись. Сначала ее отец поддерживал общение, платил алименты, однако позднее у него появилась новая семья - супруга и сын. Общение сошло на нет.
Женщина затем узнала, что отец переехал в Москву и скончался. Она обратилась к нотариусу, чтобы вступить в наследство, однако там ей отказали, мотивировав тем, что с момента смерти отца прошло более полугода (год и месяц) и наследство уже поделено между вдовой и сыном.
Женщина пошла в суд, потребовала восстановить срок и дать ей долю в наследстве. Всего речь шла о трех квартирах и трех банковских счетах. Суды трех инстанций встали на ее сторону, отметив, что она пропустила смерть отца по уважительной причине - тот жил слишком далеко.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, изучив дело, пришла к иному выводу, сочтя, что причина не уважительная.
"Сама по себе причина пропуска Малышевой О.В. срока для принятия наследства, указанная ею в поданном в суд исковом заявлении, а именно отсутствие общения истца с Малышевым В.Н. и их проживание в разных, удаленных друг от друга городах, не является уважительной, поскольку не лишала Малышеву О.В. возможности проявить внимание и заботу о судьбе наследодателя и при наличии такого интереса своевременно узнать о его смерти и, соответственно, реализовать свои наследственные права в предусмотренном порядке и в установленный законом срок", - говорится в определении.
Кроме того, нет доказательств, что женщина объективно не могла общаться с отцом, как и нет обстоятельств, связанных с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и прочее), которые бы помешали ей узнать о смерти родственника.
Суды нижестоящих инстанций допустили нарушения - все их решения отменены, а дело направлено на новое рассмотрение.