
"Печорский" обладает повышенной урожайностью: с гектара получается в среднем 40-50 тонн, тогда как популярные "Невский", "Аврора", "Глория" дают всего 20-25 тонн. В новом сорте небольшой процент крахмала, из-за чего его можно отнести к диетическим, подчеркнул ученый. Кроме того, гены "Печорского" устойчивы к десятку заболеваний.
Впрочем, такими достижениями аграрной науки может похвастаться не только Коми. Например, в Мурманской области ученые вывели сорт картофеля "Северянин" с урожайностью 46-54 тонны с гектара и очень низким содержанием крахмала - 11,7-13 процентов. Учеными Заполярья выведены десятки овощных и ягодных культур, устойчивых к арктическому климату. Кроме того, здесь выращиваются элитные семена кормовых культур, необходимых для животноводства. Разработаны агроприемы получения ранних высоких урожаев зеленой массы озимой ржи. В результате многолетней селекционной работы были получены 11 сортов многолетних злаковых и бобовых трав, пригодных для возделывания в районах Крайнего Севера.
Однако "арктические" сорта малины, земляники, смородины, помидоров, капусты, свеклы, огурцов, картофеля, зелени сегодня ни в одном магазине не увидишь - разве что местные огородники угостят. Практически вся эта продукция завозится в Заполярье из южных регионов и часто имеет сомнительное качество. А о кормовых травах, адаптированных для Севера и способных отлично заменить по питательности завозное сено для северных коров, многие животноводы зачастую даже не имеют представления.
- Все корма для наших коров мы завозим, - рассказал директор молочной фермы "Полярная звезда" Казбек Абдурахманов. - С местными кормовыми культурами мы дела не имеем. А давал ли нам кто-либо рекомендации приобретать семена кормовых культур, произведенные здесь, в Мурманской области, - этого я не припомню.
Аналогичный ответ в беседе с корреспондентом "РГ" дал и фермер-овцевод Игорь Подсекин из Вологодской области.
- Мы заготовляем не то, что посеяно специально, а то, что всегда у нас росло. Это обычные многолетние травы - тимофеевка, клевер и прочие. Я мечтал бы высевать пять видов травы и делать из нее сенаж. Но специально выращивать кормовые культуры очень затратно. У меня нет такой возможности, на селе работать некому. Сегодня фермеры - вымирающий класс, и сам я собираюсь закрываться. Заниматься этим стало очень тяжело и невыгодно, - отмечает фермер.
Согласно статистике, за последние пять лет более 35 тысяч фермеров в России прекратили свою работу, и количество "умерших" фермерских хозяйств продолжает расти. По мнению экспертов, в этой ситуации малые и средние хозяйства вынуждены продавать активы, которые оказываются в руках крупных агрокомпаний, находящихся, разумеется, не в Арктике. А значит, выведенные для высоких широт сорта им не нужны.
Эта ситуация ставит под угрозу само существование северного семеноводства, усиливая и без того критическую зависимость арктических регионов от северного завоза и уничтожая огромный советский опыт развития агропрома за полярным кругом. Сегодня в стране отсутствуют механизмы, которые стимулировали бы агропроизводителей использовать в своей работе отечественные сорта сельхозкультур. Аналогичная проблема существует и в Коми - картофелеводы здесь до сих пор предпочитают закупать импортный семенной картофель, несмотря на прекрасные собственные разработки.
- Мы не можем сегодня дать достаточный объем семян, поскольку наша основная задача - получение новых сортов, а их тиражированием мы не занимаемся, - говорит Андрей Юдин, директор Института агробиотехнологий. - Чтобы посчитать, сколько хозяйств в регионе используют выведенные нами сорта картофеля, хватит пальцев одной руки. Массового тиражирования наших сортов в республике пока нет, но я надеюсь, что мы еще придем к этому.
Чтобы решить данную задачу, необходимо значительно изменить систему государственной поддержки предприятий АПК, считает эксперт. Следует ввести льготы для аграриев, отвечающих трем критериям: первый - использование сортов сельхозкультур отечественной селекции, второй - приобретение семян, адаптированных для северных условий, и третье - работа с отечественными научными организациями, которые занимаются выведением этих сельхозкультур. Пропорции должны быть примерно такими: 20 процентов расходов возмещается тем, кто использует импортные семена, 50 процентов - при закупке отечественных и 70 процентов - если предприятие приобретает семена в собственном регионе. Но сегодня субсидии предоставляются хозяйствам независимо от того, какие семена они используют.
Следует изменить подход и к научной работе. Сегодня Минобразования РФ требует от ученых научные статьи и все госзадания для научных организаций сводятся к подготовке публикаций. Для этого достаточно выращивать минимальное количество семян в лабораторных условиях и на маленьких делянках. Безусловно, публикации нужны, но главная задача должна быть иной. Страну нужно кормить, и не импортом, а собственной продукцией, убежден Андрей Юдин. Возможности для этого есть, необходима лишь государственная воля.
Ученые отмечают, что летом в Арктике и субарктических регионах во время полярного дня условия для роста растений даже лучше, чем на юге. Почти круглосуточное естественное освещение и достаточная увлажненность в период вегетации (время, когда растение активно растет и развивается) позволяет растениям за 70-80 дней накапливать столько зеленой массы, сколько в южных районах образуется за 180 дней. Среднесуточный прирост трав в благоприятные дни составляет от 3 до 9 сантиметров, отмечает в своем исследовании доктор экономических наук Валентин Иванов.