Люди без лиц: кто работает в спецназе

По итогам прошлого года лучшим подразделением легендарной бригады специального назначения, которая воюет на Запорожском фронте, был признан отряд Викинга, специализирующийся на глубинной разведке. Корреспондент "РГ", побывавший в гостях у спецназовцев, убедился в том, что каждый из них - неординарная личность и о каждом при желании можно написать не только газетную статью, но и целую книгу. Внешне большинство из них совершенно не похожи на классических Рэмбо с накаченными мышцами. Но оказалось, что в современной войне это и не обязательно.
Группа диверсантов, заброшенная глубоко в тыл, может сутками сидеть в засаде под самым носом у врага.
Группа диверсантов, заброшенная глубоко в тыл, может сутками сидеть в засаде под самым носом у врага. / Андрей Полынский

Сильвер

Сильвера здесь в шутку называют сыном полка. Срочную службу парень проходил в мотострелках. А когда во время учений столкнулся нос к носу со спецназовцами, вспомнил свою детскую мечту быть одним из этих крутых парней, пересилив застенчивость подошел к офицерам и без обиняков сказал: "Хочу быть одним из вас!". Военные посмеялись, глядя на нескладную юношескую фигуру, но горячность этого парня им понравилась и вскоре он смог оформить перевод из мотострелковой дивизии в 22-ю бригаду спецназа ГРУ.

Поблажек Сильверу никто не давал с первого дня, и за три года войны этот настырный юноша превратился в самого настоящего профи. В его активе - четыре ранения, орден Мужества, Георгиевский крест IV степени, медали "За Отвагу", Суворова и Жукова.

Внешне большинство из них совсем не похожи на классических Рэмбо с накачанными мышцами. Но оказалось, в современной войне это необязательно

Он был одним из семерых спецназовцев, которые остановили колонну из 11 единиц натовской техники под Клещеевкой (пригород Бахмута) с как минимум 50 вэсэушниками на бортах. Дело в том, что Клещеевка была ключом к взятию Бахмута и к этому времени уже несколько раз переходила из рук в руки. Потерять контроль над этим населенным пунктом было смерти подобно. И наши парни показали, как работает российский спецназ в контактном бою, размотав колонну техники со всем ее содержимым.

От боевых товарищей Сильвера узнаю, что его астеничный внешний вид обманчив. На самом деле он двужильный. Наравне со своими товарищами, уходя на боевое задание, он навешивает на себя вместе с бронежилетом боекомплект общим весом 50 килограммов и идет многие километры, подчас по непролазным тропам. И еще сохраняет силы для боя в финале этого марафонского пути. Кстати, о спорте. Очень пригодилось Сильверу на фронте не что-то мордобойное, а былые занятия в секции стендовой и пулевой стрельбы.

- Какой главный вывод ты сделал для себя за эти фронтовые годы? - спрашиваю у него.

- Когда пришел в спецназ - хотел стать суперменом. В итоге понял, что суперменов на войне не бывает. Это командная работа и все зависит исключительно от нее. И еще - в современном спецназе ставка делается не на мускулы, а на мозги и современные технологии. Работаем в этом направлении.

- А после СВО чем хочешь заняться?

- Планирую продолжать службу в спецназе, хочу выучиться и стать офицером.

Феликс

Феликс похож скорее не на крутого спецназовца, а на священника, даже на монаха, более того - на схимника. Негромкий голос, неторопливая размеренная речь, но главное - глаза. Глаза человека, отрешенного от мира, устремленные в самого себя. Спецназовцы говорят, что он потерял друзей на этой войне, много видел смертей. Однако все теряли и теряют. Но такие глаза я встречал только в монастырях.

- Простите за личный вопрос, вы, вероятно, человек верующий?

- Разумеется. Верую. В Бога и даже в ангелов.

- Почему?

- Много раз убеждался в их помощи в моей жизни.

- А в чем конкретно?

- Вот вам всего лишь один пример. Еду на машине. Вдруг вижу, прямо на меня в лоб несется FPV-дрон. Успеваю только кратко прочесть Иисусову молитву - "Господи, помилуй!" - как за десять метров до меня дрон вдруг отклоняется в сторону и взрывается в ближайшем овраге.

- Может быть случайность?

- Для кого-то случайность, а для меня - промысл Божий. Да и многовато таких случайностей было в моей фронтовой жизни, чтобы их называть таковыми.

В бригаде на контракте Феликс с 2013 года. Всегда был разведчиком, да и с первого дня СВО был в разведке. Только в 2023 стал водителем - уже не тот возраст, чтобы бегать с полной выкладкой в 50 килограммов. Впрочем, по отзывам его друзей-разведчиков, эта военная специальность не менее опасна. Более того, если разведчик еще может "заныкаться" где-то в лесополосе, то водитель на дороге для врага как на ладони - первая цель.

- Что самое опасное для водителя?

- Раньше, когда начинал баранку крутить, это были мины и артиллерия. Теперь однозначно дроны.

Роль водителя в отряде Викинга многофункциональна. Это перевоз личного состава и боекомплекта, продовольствия и воды. Одна из самых важных задач - эвакуация с поля боя раненых и павших. Его "Тигр", обвешанный мангалами и металлической сеткой, не раз выручал на фронтовых дорогах.

- Неужели мангалы спасают от FPV-дронов?

- Спасает Господь, потом хороший РЭБ на крыше и чуть-чуть мангалы, да. Если траектория полета дрона происходит по касательной, нередко случалось, что железные сети сбрасывали "птиц" прямо под машину. В результате взрыв повреждал днище, выходили из строя одно или даже два колеса, но мне всегда удавалось продолжить движение, мой "Тигр" дотягивал до безопасного места, откуда меня уже вытягивали тягачи, вызванные из рембазы.

На счету Феликса спасение нескольких десятков жизней раненых бойцов. Самый сложный свой выезд он до сих пор вспоминает с дрожью в голосе. На поле боя тяжело ранило нашего бойца. Но доехать до него не было никакой возможности - в тот день бандеровец поднял в воздух целую эскадрилью БПЛА. По мнению разведчиков, в воздухе парили от 100 до 200 дронов в час.

К этому времени на дороге они спалили уже приличное количество машин. Но ситуация была критическая и промедление было смерти подобно. Феликс сам вызвался на эвакуацию, а с ним в помощь выдвинулись медик и разведчик.

- Все было как в "Формуле-1", - вспоминает Феликс. Взревел мотор, Поднимая клубы пыли и развив бешеную скорость "Тигр" пронесся под канонаду взрывов и с визгом тормозов как вкопанный встал возле раненого. Парни затащили в кузов раненого товарища и помчались обратно. Впрочем, поняв, что под таким плотным огнем они не доедут, решили укрыться в ближайшей лесополосе, замаскировав машину. Однако незаметно это сделать не удалось, и FPV принялись атаковать рощицу, где они спрятались. И тут нашим парням опять крупно повезло. Невдалеке они наткнулись на блиндаж российских мотострелков, которые конечно же укрыли у себя четверых спецназовцев.

- Не везение, а промысл Божий, - опять поправляет меня Феликс. И я с ним соглашаюсь.

Пересвет

Внешний вид Пересвета вполне соответствует его позывному. Про таких говорят "здоровенный детина". Даже наклонившись, заходя в блиндаж, он был на голову выше любого из нас. А внутри кажется, что даже стены давят ему в плечах. Страшно даже представить Пересвета в рукопашной схватке. Но при всей грозности туловища добродушное выражение его лица словно списано с добрых богатырей русских народных сказок. И нужен он здесь вовсе не для рукопашного боя.

Пересвет занимается в отряде информационной безопасностью. Не раз вскрывал планы уничтожения командиров своего подразделения со стороны его оппонентов - военной разведки Украины (ГУР). Это все, что мне удалось узнать о его работе и вообще все, что можно о ней рассказывать в СМИ. Остальное покрыто завесой тайны. Это понятно.

Как и легендарный Пересвет, он родом из Брянска, но уже давно живет в Москве, не кадровый военный. Работал на госслужбе - в министерстве по делам СНГ, потом в министерстве экономического развития. Был специалистом по информационным технологиям. Вполне обеспеченный человек. Не за деньгами же он сюда приехал…

- Первый раз я в бригаду приехал в 2023 году с гуманитарной миссией, - рассказывает Пересвет. - Увидел собственными глазами и прилеты со стороны ВСУ, и разрушение домов местных жителей, и гибель детей. Еще полгода я у командира просил отношение, чтобы встать в строй вместе с этими парнями. У вот уже два года как я - один из них.

Дема

Радист-разведчик Дема - тоже один из них. Как меня заверили, что без него встала бы вся работа отряда. Связь - нерв армии. Без нее нет и не может быть надежного управления войсками в современной войне. И вот Дема как раз эту связь обеспечивает.

- Выставляю антенны, подключаю вынос и прокачиваю связь, - буднично и скупо рассказывает о своей работе радист. Забывая при этом добавить, что для того, чтобы выставить антенны в нужной точке, надо еще добраться до этой точки по заминированным полям, подчас под шквальным огнем артиллерии и под атаками БПЛА противника.

А еще у Демы недюжинный инженерный талант. Вместе со своими товарищами он сконструировал и собрал в полевой лаборатории такую новинку как FPV самолетного типа на оптоволокне. Парни из спецназа уже вовсю используют этот дрон против врага.

Использовать термобар (заряд огнемета "Шмель") для сброса с дронов - это была тоже его идея. "Не только моя, но и моих сослуживцев", - скромно добавляет он. Недавно этим боеприпасом спецназовцы сложили и сожгли пункт временной дислокации с личным составом подразделения ВСУ внутри.

- Получается, ты с одной стороны связист, а с другой изобретатель?

- На то мы и разведчики, чтобы быть универсальными воинами, - отвечает Дема. - Каждый из нас, владея в совершенстве своей узкопрофильной специальностью, может заменить в бою павшего или раненного товарища.