Космонавт Иван Вагнер о самом трудном на "Пути предков": Бросить все и сойти с дистанции - это не про нас

Экспедиция "Путь предков" с космонавтом Иваном Вагнером прошла половину пути
Экспедиция-реконструкция "Путь предков", на которую отважились два уроженца Архангельской области и за которой "РГ" взялась проследить, достигла срединного водораздела, но два волока еще впереди.
Экспедиция "Путь предков"

"Половинку мы сделали!" - с такими словами Иван Вагнер ступил на берег вслед за Дмитрием Барабановым, когда за спиной у братьев остался едва ли не самый сложный участок реки Водла с ее коварными порогами.

А всего из 1511 километров водного пути более половины уже пройдено. С небольшим, на день-два, отставанием от расчетного графика, чему есть объяснение и что лишь подтверждает: задачу перед собой участники экспедиции поставили не детскую.

- Мы понимали, что есть план, а есть реальность, - ответил за себя и за брата Иван Вагнер. - Что было самым трудным на первых этапах пути? Наверное, объем гребли. Ветер встречный, жара - это тоже влияло. Но ходовые качества у лодки оказались не те, на которые изначально рассчитывали, поэтому грести приходится больше. А значит, и устаем сильнее…

А что побуждает изо дня в день работать веслами по 8-9 часов? Какая сила поднимает утром и ведет на свое "гнездо" в каяк? На этот наш вопрос за двоих отмечает Дмитрий Барабанов.

- Есть поставленная цель. И все остальное уже не имеет значения. Сами для себя сказали, что мы это сделаем. Значит, встаем, берем весла и делаем. И не имеет значения - больно тебе, сложно тебе, поспал ты, не поспал. Главное - хорошо поесть и дальше грести. А чья важна поддержка? Конечно, брата - это же тандем, когда один другого поддерживает - психологически, физически, просто добрым словом…

В водном туризме братья со школьных лет. К трудностям, их преодолению приучены с молодых ногтей. Потому и наметили себе не просто маршрут, а маршрут-вызов. Почти четверть водного пути - 384 километра - проложена по рекам Свирь и Водла, где надо грести против течения и преодолевать пороги "снизу-вверх".

Еще на Волхове Иван и Дмитрий столкнулись с препятствием, которого не было на пути древних новгородцев. Речь о плотине Волховской ГЭС, которую пришлось "обносить" по берегу. А вес их двухместного каяка со всем снаряжением - 80 кг. И таких плотин на маршруте три, плюс каменистые пороги на Водле. А впереди - два волока общей протяженностью 20 километров, где каяк и все снаряжение придется двигать "по-сухопутному"…

И ради чего такие "подвиги"? - возможно, спросит кто-то.

- Для нас это не просто экспедиция, - заявили Вагнер и Барабанов еще перед стартом. - Это возможность прикоснуться к корням и вызов самим себе. Один из нас недавно смотрел на Землю из космоса. А теперь мы задались целью увидеть Русский Север на уровне глаз и вытянутой руки. Увидеть и показать его другим - уникальный, величественный и свободный...

Маршрут и график экспедиции спланированы так, чтобы ее участники могли останавливаться в исторически значимых точках, встречаться с местными жителями, краеведами, знатоками истории Русского Севера. Братьев сопровождает съемочная группа, которая работает над документальным фильмом о путешествии новгородцев к Белому морю и освоении этих земель. Передвижение медиагруппы спланировано так, что за время экспедиции она проведет фото- и видеосъемку почти в 100 географических точках.

Чего стоит один только деревянный храм постройки 1783 года в деревне Щелейки на территории Лениградской области! "Дойти" до наших времен ему удалось благодаря нескольким реставрациям и, конечно, неравнодушию местных жителей - охранителей Русского Севера.

- Историко-культурная часть проекта настолько масштабна, что делает и без того непростой маршрут еще более сложным, - сообщила "РГ" продюсер Владлена Романова. - Но без нее, уверены оба наших героя, эта дорога потеряла бы смысл…

Вслед за ярким стартом в Великом Новгороде уже случились новые знакомства и открытия в Киришах, Старой и Новой Ладоге, Лодейном Поле и Пудоже. Впереди - жемчужины Кенозерского национального парка и родной для Ивана Вагнера Североонежск.