
Ольга Брызгалова, ведущий специалист управления школьного образования минпросвещения КР:
- Тема единого евразийского образовательного пространства не нова. В настоящее время предпринимаются конкретные шаги по разработке дорожной карты, составлению плана действий. Евразийский экономический союз существует уже больше 10 лет. Сотрудничество между государствами, которые входят в интеграционное объединение, предполагает взаимодействие не только в экономической, но и культурной, гуманитарной, образовательной сферах.
Если говорить о последней, то это дошкольное, школьное и высшее профессиональное образование. На пространстве ЕАЭС постоянно идут миграционные процессы. К примеру, граждане КР переезжают в Россию - кто-то временно на работу, кто-то на постоянное место жительства. Поэтому связь между образовательными программами и стандартами наших стран должна быть.
Айнура Асан кызы, главный специалист миннауки, высшего образования и инноваций КР:
- Сегодня перед нашими странами стоят общие вызовы. Речь, в частности, идет о модернизации образовательных программ, развитии цифровой инфраструктуры, росте конкуренции на глобальном рынке труда, подготовке кадров нового поколения, адаптированных к актуальной повестке дня. Именно поэтому объединение усилий и выработка общей стратегии жизненно важны. Затрону некоторые моменты нашего сотрудничества.
Что уже сделано? Республика активно участвует в евразийской интеграции в сфере образования. С 1993 года в КР на основе международного соглашения функционирует Кыргызско-Российский Славянский университет. Это уникальный пример стратегического партнерства двух государств. Вуз сочетает образовательные стандарты обеих стран и является признанным флагманом евразийского гуманитарного сотрудничества. Другие университеты республики сотрудничают с высшими учебными заведениями стран ЕАЭС, СНГ и Азии через консорциумы.
Созданы три российско-кыргызских консорциума - технический, аграрный и медицинский, которые охватывают несколько десятков вузов двух стран. Действуют более 20 совместных с Россией, Казахстаном, Беларусью и Арменией образовательных программ по 11 направлениям. Ежегодно сотни студентов и преподавателей участвуют в программах академической мобильности, получая опыт, знания и культурно адаптируясь.
Но несмотря на все достигнутые результаты, на практике мы сталкиваемся с некоторыми системными барьерами. Это, к примеру, несовместимость образовательных программ и академических календарей, недостаточное финансирование мобильности студентов и преподавателей. Кроме того, значительная разница в стоимости обучения в странах, неполное признание дипломов и ученых степеней - хотя и имеется ряд подписанных межправительственных многосторонних и двусторонних соглашений между государствами, - разные подходы к обеспечению качества образования и прочее.
Что нужно сделать для создания единого образовательного пространства? Провести процедуру гармонизации образовательных программ, стандартов, признать квалификации, создать платформы автоматической верификации дипломов и академических кредитов, дать начало стипендиальной и проектной инициативам, расширить грантовые квоты Россотрудничества. Необходимо также развивать цифровую инфраструктуру - запустить портал академической мобильности с единой регистрацией и информацией о курсах, заявках и признании результатов. Важно не забывать и о совместных научных проектах, особенно в области цифровых технологий, медицины и инженерии.
На последней встрече наших министров было озвучено предложение об открытии центра трансграничных исследований в образовании и науке. Что касается академической адаптации, то предлагается внедрение модели двойного наставничества для иностранных студентов, расширение программ студенческого обмена в рамках летних школ, олимпиад и языковых курсов.
Назира Дюшеева, глава Кыргызской академии образования:
- Тема создания единого образовательного пространства России и Кыргызстана впервые была поднята на полях Петербургского международного экономического форума-2025. Совместно разработать его принципы президент КР Садыр Жапаров предложил президенту РФ Владимиру Путину. После этого в Москву из республики была направлена специальная делегация для переговоров. Стороны обсудили формирование концепции единого образовательного пространства и соответствующей дорожной карты.
Одна из главных целей нашей работы - создание условий для существования безбарьерного рынка труда в Евразийском экономическом союзе. Мы знаем, что ЕАЭС - это международная организация региональной интеграции. Но когда говорят об экономике, важно понимать, что главный компонент в экономическом развитии - образовательный.
Над чем именно ведется работа? Прежде всего над согласованием и приведением к общим принципам различных элементов систем образования Кыргызстана и России. В эти принципы входят равный доступ к качественному образованию на всех уровнях, формирование единых стандартов и подходов, повышение мобильности учащихся и педагогов, взаимное признание дипломов и аттестатов, поддержка интеграции цифровых образовательных платформ и ресурсов.
В основе разрабатываемой концепции и дорожной карты скорее всего будут лежать такие направления, как содержание образования - каждый предмет имеет свое фундаментальное ядро, и их совпадение в образовательных документах РФ и КР станет огромным плюсом для мобильности детей после окончания учебного заведения; оценка результатов - аттестат, полученный в Кыргызстане, должен признаваться в России и наоборот, для чего необходимо внедрить сопоставимые системы оценивания и признания документов; цифровизация и инфраструктура - в этой сфере уже ведется активная работа по созданию совместимых образовательных платформ - например, цифровых библиотек.
И еще два направления. Первое - подготовка педагогических кадров. Известно, что уже давно в рамках сотрудничества между РФ и КР в республику приезжают учителя из России, которые преподают в школах страны. Проводятся курсы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы на базе нескольких высших учебных заведений двух стран. Второе - это языковая и культурная координация, развитие межкультурной компетентности.
С 2022 года Кыргызская академия образования уполномочена проводить совместную с российскими коллегами работу. Уже был осуществлен сравнительный анализ предметных стандартов и учебных программ для школьного образования. По его итогам мы сделали вывод, что особых различий в этом отношении - за исключением национальных особенностей - между РФ и КР нет.
Тем временем
Качество образования напрямую зависит от качества подготовки и образования преподавателей. Об этом заявил директор технопарка универсальных педагогических компетенций Башкирского государственного педагогического университета имени Акмуллы (РФ) Сергей Переверзев.
Выступая в ходе образовательной сессии, проведенной в Бишкеке автономной некоммерческой организацией "Евразия", он подчеркнул: "Как бы ни были оснащены школы, без сильного учителя прогресса не будет. Именно человек, педагог становится главным ресурсом образовательных изменений. В России успешной формой поддержки учителей стало создание сетевых профессиональных сообществ, в которые входят победители конкурсов, таких, как "Учитель года", а также участники технологических и управленческих объединений. Эти сообщества становятся точками распространения лучших практик. Они взаимодействуют с вузами, профсоюзами и институтами повышения квалификации. Аналогичный подход можно применить и в Кыргызстане. Важно не просто составить список, а выявить настоящих энтузиастов и лидеров, готовых менять общество через образование".