
Андрей Викторович, почти через сорок лет после выхода "Калины красной" вы решили проехать по местам, где Шукшин снимал этот фильм, и пообщаться с селянами, участвовавшими в его создании. Кому пришла в голову такая идея?
Андрей Петровский: "Калина красная", на мой взгляд, - жемчужина советского кинематографа, в которой запечатлена душа русского человека. Соприкоснуться с этой темой предложила режиссер Нина Веселова. В начале 1970-х она, молодая журналистка "Вологодского комсомольца", видела, как снималась "Калина красная" у нас в Белозерске, много писала об этом, общалась с Шукшиным. А в 1980 году вместе с оператором и режиссером Юрием Половниковым поехала в Белозерск, поговорила с местными жителями, которые работали с Василием Макаровичем, и они тогда сняли один из первых документальных фильмов о пребывании режиссера на Вологодчине - "Воспоминания в октябре".
В 2009 году мы обнаружили эту документальную ленту в архивах киностудии "Вологдафильм" и Нина Веселова предложила снова проехать по этим местам. И вы знаете, мы нашли почти всех, кто участвовал в "Воспоминаниях в октябре". Показали памятные места съемок "Калины красной": на переправе, где рухнула в воду машина убийц Егора Прокудина; возле фермы, на которой, по фильму, работала Любовь Байкалова; у сельского клуба, который для съемок был переоборудован в чайную; на берегу маленького озера, где нырял ошпаренный брат Любы.
Конечно, многое уже утрачено - не было остановки, где Люба встречала Егора, да и от сельского клуба остался только остов. Но сохранилась атмосфера сельского быта, простоты и душевности, что так тонко передал Шукшин. Мы несколько лет работали над "Калиной горькой" и с 2014-2015-го начали показывать его заключенным колониях в разных регионах страны, представляли в Новосибирске на фестивале "Встречи в Сибири", в Санкт-Петербурге на фестивале "Невский благовест", на Съезде матерей в Ингушетии.
На фестивале "Литература и кино - 2015" в Гатчине фильм получил приз зрительских симпатий. Но на Шукшинский кинофестиваль привезли его впервые.
Какие смыслы вы вложили в "Калину горькую"?
Андрей Петровский: Фильм соткан из кусочков "Калины красной" и воспоминаний о съемках жителей Белозерского района. Мы также использовали цитаты Шукшина из писем и публицистики. В конце нашего фильма есть такая цитата: "Ну чего мы шуршим, как пауки в банке. Ведь вы же знаете, как легко помирать. Эх, люди, давайте любить друг друга". Действительно, жизнь у нас одна, и надо радоваться, что мы живем, принимать в себе все самое лучшее, быть счастливыми.
А вообще в творчестве Шукшина каждый найдет свои смыслы. Он никого не учил, просто рассуждал о том, что мы такое, как мы живем. И его взор никогда не был устремлен на Запад. Он всегда говорил, что лучше того места, где ты родился и живешь, нет. Надо его любить, прославлять, жить здесь и работать, рожать детей и прививать им любовь к родине, к своим родителям, предкам.
А какие смыслы вы лично находите в творчестве Шукшина?
Андрей Петровский: Произведения Василия Макаровича очень мудрые, они меня учили и учат жизни. Раньше я никогда не был на Алтае, впервые приехал. Хочу впитать силу этой земли, которая дала нам Шукшина, как можно больше узнать, как можно больше посмотреть. Надеюсь в дальнейшем снять фильм на Алтае. О чем? Пока не знаю, возможно, снова обращусь к творчеству Шукшина. Мне всегда казалось, что мой генетический код связан с этой землей.
И, приехав сейчас на Алтай, я обнаружил некую связь. Оказалось, что в пятистах километрах от Барнаула находится железнодорожная станция Яя, где жила моя бабушка и родилась моя мама. Последний раз я там был совсем молодым, лет сорок назад, а бабушка всегда меня ждала. Ее очень напоминает героиня "Калины красной" - Куделиха, которая всю жизнь ждет своего сына.
Что нас заставляет забывать свое родное, близкое? На этот вопрос и отвечает фильм "Калина красная". Вы, наверное, знаете, что Куделиху сыграла не профессиональная актриса, а деревенская бабушка из Белозерского района Афина Быстрова. Роль она не учила, просто рассказала свою реальную историю. Ее сын уехал в Ленинград, да так больше и не вернулся. А она до конца жизни его ждала. После выхода фильма односельчане стали звать ее артисткой.
Быстрова очень близко к сердцу приняла смерть Шукшина и носила траур по нему как по собственному сыну. Она ненамного пережила Василия Макаровича. На ее могиле добрые люди посадили куст калины.
Почему свой документальный фильм вы назвали "Калина горькая"?
Андрей Петровский: Это метафорийное название, своеобразный отголосок отношения к тем проблемам, которые в "Калине красной" поднимал Шукшин. Больше пятидесяти лет прошло со съемок фильма, а мало что меняется - деревни продолжают вымирать. У нас на Вологодчине уже исчезло более 1,2 тысячи деревень, думаю, и на Алтае так же. Роль документалиста как раз в том и состоит, чтобы показать эти проблемы, чтобы молодежь проникалась, возвращалась домой, влюблялась в свою малую родину, чтобы молодые кинематографисты снимали здесь фильмы, появлялись новые поколения.
Можно ли ждать продолжения этого фильма?
Андрей Петровский: Нина Веселова сказала мне, что уже сняла и написала по шукшинской теме все, что хотела. Но, может, мы заразим этим молодых исследователей творчества Василия Макаровича, и они снимут что-то свое.
Думаю, продолжение будет, необязательно у нас. Ведь и сегодня так много заблудших судеб, и для них история из "Калины красной" - это пример спасения. Фильм по-прежнему помогает людям в местах заключения понять, что не все потеряно, вселяет надежду на то, что еще можно многое исправить.
Ключевой вопрос
Что такое нравственность и правда по-шукшински?
Андрей Петровский: Василий Макарович взял на себя очень большую ношу и ответственность - роль сеятеля зерен нравственности, простой человеческой правды. Он задавал важные жизненные вопросы и пытался ответить на них в своих произведениях. Он знал, как это сделать правильно, доступно и понято.
Невероятный язык Шукшина позволял наладить диалог между совершенно разными людьми, и нам надо впитывать этот язык, учиться у него. Это здорово, что есть такие люди, сегодня особенно важно ориентироваться на их творчество, понимать их мысли.