При этом всем в своем стремлении сдерживать Россию они находятся в заведомо ущербной позиции, и вне зависимости от того, убедили ли они вчера в чем-то Трампа или нет, все решения он будет принимать завтра исходя из, так скажем, своего политико-психологического образа. Я считаю, что он человек довольно ситуативный. То есть ему, безусловно, помощники будут заранее делать какие-то выкладки о том, что Россия может запросить, какие переговорные позиции будут у Соединенных Штатов, но сам Трамп - довольно сиюминутный человек, он будет действовать в русле "бизнес-стратегии" и некоторые вопросы будет решать, что называется, сходу, как пойдет.
Поэтому европейцы здесь могли заявить о каких-то красных линиях со своей стороны, и Трамп их, может быть, даже где-то учтет. Но говорить о том, убедили они его или нет, я бы не стала.
Вообще с точки зрения отношений с США есть очень много вопросов к европейским лидерам. Подчеркну, не к Европе и ее жителям, а именно к лидерам, которые пытаются, скажем так, политически выживать за счет образа внешнего врага, за счет увеличения военных расходов, расходов на развитие оборонно-промышленного комплекса, разгонять таким образом собственную экономику. Это вредит всему.
Мало того, что они не добьются в ближайшие годы никакого результата, но, действуя подобными средствами, они еще и потеряют коллективную зону безопасности в Европе, которую Россия пытается - пыталась - с ними выстраивать. С точки зрения бизнеса они уже ушли с суперперспективного российского рынка, заблокировали банковские операции, в общем проводили, что называется, полномасштабную политику отмены не только в области культуры, но и во всех остальных. А вернуться европейским компаниям на российский рынок, даже если мы учтем, что будут достигнуты какие-то серьезные подвижки в переговорном процессе, будет уже очень трудно.
С другой стороны, вряд ли они пойдут против интересов Вашингтона. Вопрос в том, в чем, собственно, эти интересы заключаются. Как я сейчас вижу, в отношении своих европейских союзников Соединенные Штаты, как и всегда, довольно прагматичны. Они заставляют Европу быть "плохим полицейским", и тем самым наращивать расходы, прежде всего оборонные, в рамках блока НАТО. Это то, чего Трамп от них добивался еще с первой своей каденции.
А тут получается, европейцы как бы автоматически начинают защищаться от внешнего врага и наращивать эти самые расходы, плюс покупать американские энергоносители, которые дороже российских, перестраивать свою экономику на антироссийские рельсы. Ничего из этого, на самом деле, Европе не выгодно. Все это ведет только к повышению цен, к размыванию пространства безопасности и, по сути, играет на руку Вашингтону. Для США такое поведение Европы позволяет получить доступ к более дешевому рынку, который к тому же будет потреблять их продукцию, в том числе военную, потому что все свое оружие европейцы будут передавать Украине. Точно так же они будут закупать в Соединенных Штатах энергоносители, чтобы не делать это в России.
Поскольку ощущение собственной безопасности у европейцев зависит от НАТО, а значит и от Соединенных Штатов, то Европа станет еще более зависима от них. В этом плане, конечно, Вашингтону все это на руку.
Со своей стороны в европейских столицах будут стараться сохранить конфронтационный нарратив. Я, безусловно, уверена, что на фоне контактов между Россией и США мы увидим какие-то провокации, попытки сорвать переговорный процесс, но будет ли так заметна рука Европы, я бы не взялась говорить. Со стороны Украины, конечно, провокации будут, это закономерно. Но европейцы, я думаю, при всей агрессивной риторике будут вести себя достаточно аккуратно.
Подготовил Георгий Пархоменко