В понедельник, 18 августа, стоимость бензина Аи-92 выросла на 1,28% и составила 71,309 тысячи рублей за тонну. В результате побит рекорд сентября 2023 года, когда цена на топливо этой марки составляла 70,508 тысячи рублей за тонну.
Подорожал и бензин Аи-95 - на 1,86%, до 80,301 тысячи рублей за тонну.
Как рассказал "Российской газете" аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман, изначально оптовые цены на бензин росли из-за сочетания сезона высокого спроса и того факта, что правительство достаточно долго откладывало введение запрета на экспорт.
"Сейчас на сезон высокого спроса наложилось сокращение производства из-за атак на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ)", - отметил аналитик.
Среди факторов роста цен на бензин – незапланированные ремонты НПЗ из-за атак беспилотников, снижающие объемы производства топлива, а также сезонный рост спроса, подтверждает старший преподаватель кафедры «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового факультета Финансового университета при правительстве РФ Валентина Волкова.
Еще одна причина, по словам эксперта, – сокращение субсидий нефтяникам по демпферному механизму.
«Демпферный механизм призван сглаживать колебания цен на топливо, однако его сокращение, в частности, обнуление выплат по нему, приводит к увеличению стоимости топлива на оптовом рынке, что неизбежно отражается на розничных ценах», – объясняет Валентина Волкова.
Немаловажным фактором является и высокая ключевая ставка Центробанка РФ, которая увеличивает стоимость кредитов для нефтяных компаний, что приводит к росту себестоимости топлива, добавляет собеседница.
В условиях физического недостатка бензина на внутреннем рынке РФ и уже действующего запрета на экспорт, вероятно, необходимо подключать импорт, считает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.
"В частности, рассматривается закупка бензина у белорусских производителей", - отмечает эксперт.
Старший преподаватель Финуниверситета Валентина Волкова также назвала ряд возможных мер для снижения напряжения на российском топливном рынке.
Среди них – временное замораживание или снижение налогов и акцизов, создание стратегических запасов топлива для стабилизации рынка в периоды кризиса; развитие альтернативных источников энергии, в частности, снижение зависимости от бензина в долгосрочной перспективе. Помимо этого, очень важен контроль за спекуляциями и недобросовестной торговлей.
«Что касается перспектив роста цен на бензин, то они могут зависеть от следующих факторов: динамики мировых цен на нефть, внутренней политики по налогообложению и регулированию рынка, геополитической ситуации, которая может повлиять на поставки нефти, а также экономического развития страны и спроса на топливо», – отвечает на наш вопрос Валентина Волкова.
В целом, говорит она, при сохранении текущих тенденций цены могут продолжить расти, особенно если внешние факторы останутся неблагоприятными. Однако при активных мерах поддержки государства возможна стабилизация или даже снижение цен в долгосрочной перспективе.
«На наш взгляд, ситуация на оптовом рынке бензина может оставаться тяжелой до завершения ремонтов на НПЗ или до конца сезона высокого спроса», – резюмирует Сергей Кауфман.