
... У каждого свой "амаркорд". У Ларисы Садиловой воспоминания о безмятежном советском детстве начала 1970-х сохранились в заметках и зарисовках, а потом стали основой для будущего фильма. Это воспоминания про пионерские лагеря, про Крым и про людей того времени. Девочка ждет отца-капитана и ей никто не верит, что он есть.
Лариса, с первых же эпизодов фильма у меня было ощущение, что я смотрю документальную хронику и в кадре реально ребята из 70-х, а не сегодняшние дети, выросшие с гаджетами в руках.
Лариса Садилова: Обязательно сделаем фильм о фильме, потому что то, что происходило на съемочной площадке - очень интересный материал. Мы поселили наших маленьких артистов в "пионерском лагере", где никто из них прежде не бывал. Этот лагерь "Огонек" 1953 года постройки мы только дополнили пионерскими щитами, флагами, задекорировали внутри и снаружи корпус. И дети окунулись в реальную жизнь пионерского лагеря 1972 года, с тогдашними играми на свежем воздухе, которым мы там их научили, например, игре "цепи кованные".
К 1970-м годам привыкли относиться в лучшем случае пренебрежительно, как к эпохе "застоя". Но ваша картина наполнена любовью.
Лариса Садилова: … Я считаю 70-е годы лучшим временем в нашей короткой истории Советского Союза. Наши деды-победители были тогда молодыми еще людьми, им было в районе 50 лет, и они свою любовь выплеснули на своих внуков. Во всяком случае детям точно не на что было жаловаться. "Все лучшее детям" - это был не просто девиз. Музыкальные школы, всевозможные кружки, спортивные секции, походы в музеи и кино, поездки с классами по стране - все это было бесплатным или стоило небольших денег.
В фильме есть сцена, где пионервожатый приводит детей к обелиску маленького партизана Пети Русанова, и говорит, что ребенком был свидетелем его гибели. Этот эпизод удивительно тонко, без всякого драматизма, напоминает, как еще свежа была память о Великой Отечественной войне.
Лариса Садилова: Вы вспомнили о пионервожатом, которого прекрасно сыграл Алексей Дегтярев, актер Брянского театра драмы. Один мой друг, посмотрев картину, сказал: "Я помню этих людей, именно такие люди меня окружали. У нас тоже были такие пионервожатые". В чем была прелесть пионерских лагерей - они принадлежали советским предприятиям, и в них отдыхали дети работников этих предприятий, а вожатыми, воспитателями были работники фабрик, заводов и других организаций. Эти пионерские лагеря были как большие семьи.
Удивительно, как легко эту социальную защищенность променяли на вожделенные салями и джинсы.
Лариса Садилова: Меня мэр одного российского городка пытался убедить, что, получив холодильники, телевизоры, стиральные машины, люди стали более счастливыми. "Да. - отвечала я. - Материально, да. Но дальше-то что?" Конечно, в Советском Союзе нужно было разрешить частную собственность в сфере обслуживания. Хрущев заставлял резать домашний скот, уничтожал. Мне в Вологде рассказывали, как много было артелей мелких производств, занимающихся народными промыслами. И Хрущев пустил их все под корень. Искусство плетения вологодского кружева удалось сохранить чудом, благодаря неравнодушным людям.
… Меняться все началось не 30 лет назад, не с развалом страны, а еще раньше, в начале 80-х. Началась "гонка на лафетах" - похороны генеральных секретарей. Перестройка была закономерна, мы должны были через это пройти, наверное. Но я убеждена, что с водой мы выплеснули ребенка, потеряли то хорошее, что было в СССР. Одним из поводов снять кино о моем детстве стал вопрос одного французского журналиста на Каннском кинофестивале, где мой фильм "Однажды в Трубчевске" был в конкурсе в 2019 году, до пандемии: "Почему в России не снимают фильмы про 70-е - годы, мы ничего не знаем про вашу жизнь тогда".
В картине "Дочь капитана" замечательный образ бабушки, которую сыграла Олеся Железняк.
Лариса Садилова: Олеся талантливейшая актриса. Она точно попала в то время. Своим обликом и характером ее героиня напоминает бабушек того времени, которые пережили войну и были очень волевыми, потому что им много пришлось вынести на своих плечах. Кстати, когда Олеся получила предложение сыграть бабушку, она засмеялась: "Ну вот, не успела побыть в среднем возрасте, а уже предлагают бабушек играть". Реакция у Олеси была такой, потому что у нас неуважительное отношение к старикам, их стесняются. Поэтому так мало снимают фильмов о них.
Тут я не могу не вспомнить вашу драму "Огород". Про двух стареющих сестер, которые вынуждены жить в одной квартире. Так узнаваема героиня Ольги Лапшиной, которая не отрывается от телесериалов, и хочется верить, что жизнь ее сестры, которую сыграла Валентина Теличкина, не замкнется на огороде, и Зоя обретет личное счастье.
Лариса Садилова: Я снимала "Огород" о том, что все забыли, что люди старшего поколения тоже хотят жить и любить, а не выживать. Интересно, что я хотела снять картину про очень бедную семью, но это не получилось. Когда я спросила одну зрительницу: "Как эти сестры? Какими они получились?", она ответила: "Такими же, как все мы".
В этом ценность ваших картин, что она про простых людей и их непростую жизнь.
Лариса Садилова: На обычных людей мало обращают внимания, а мне как раз очень интересна их жизнь.
Валентина Ивановна Теличкина рассказывала, что она влюбилась в ваше кино, когда увидела "С любовью, Лиля", и подумала: "Вот бы мне сняться у Садиловой".
Лариса Садилова: Валентине Ивановне я рассказала об "Огороде" еще когда у меня только возникла идея снять эту историю про любовь двух немолодых людей. И Теличкина просто прекрасна. Вы не представляете, как приятно было с ней работать. В фильме есть эпизод, где героиня Валентины Ивановны едет в автобусе жарким летним днем. И мало того, что салон автобуса раскалился от жары, так актрисе пришлось сидеть у окна, где слепило солнце. И в сценах на огороде ей некуда было спрятаться от палящего солнца. Но Валентина Ивановна ни разу не пожаловалась, ни разу не сказала "я не буду сниматься".
Лариса, "Огород" вы снимали и в родной Брянской области, и в соседней, Курской. Но еще задолго до этой картины вы сделали документальный фильм о Курской области "Сельский показ".
Лариса Садилова: Да, как-то на фестивале "Сталкер" мне рассказали, что в Курской области существует проект "Открытый экран" - такая кинопередвижка, с большим надувным экраном, ездит по деревням, селам и маленьким городкам и показывает российское кино. А перед фильмом артисты Курской государственной филармонии представляют концертную программу. Конечно, меня это заинтересовало, и я решила снять документальный фильм. Тогда я впервые увидела Юрия Кутафина, артиста курской филармонии, и он мне сразу запомнился каким-то чувством внутреннего достоинства, артистичностью и душевной добротой. Я подумала: это мой персонаж. И когда много лет спустя задумала снять "Огород", то писала сценарий уже под него.
В "Огороде" вы добавили реальность, и герой Юрия Кутафина, как он сам - выступает с концертами перед показом кино на "Открытых экранах".
Лариса Садилова: До 2024 года несмотря ни на что этот удивительный автоклуб ездил по области, но сейчас "Открытый экран" не существует…
Но вы его сохранили - и в "Огороде", и в первую очередь, в документальной картине.
Лариса Садилова: Тот документальный проект мы снимали в деревнях, которые сейчас оказались стерты с лица земли. Например, Глушково. Оно осталось только в кино.
Не хотите вновь обратиться к документалистике?
Лариса Садилова: Мы сейчас как раз заняты проектом "На память будущим поколениям". Владимир Сидоров с 2019 года снимает фильм о жителях Трубчевского района, которые детьми пережили немецкую оккупацию и то, как сегодня живет Трубчевск, находясь на границе с Украиной.
Это тяжелейшая тема. Вы не представляете, сколько пережил этот небольшой город. Перед смертью один полицай выдал место захоронений. Две с половиной тысячи жителей были расстреляны немцами. И Великая Отечественная война для этого города по-прежнему незаживающая рана.
Прошу прощения - полицай выдал место уже в наше время?
Лариса Садилова: Да. После войны он отсидел положенный срок и вернулся в родные места.
Не представляю, как он смог вернуться…
Знаете, мне рассказали историю, как в брянской деревне Аксеновск, оккупированной немцами, приземлился наш летчик с парашютом. И одна жительница выдала его, его расстреляли. Когда после войны она отсидела и вернулась в свой поселок, ей не давали набрать воды из колодца - мальчишки выбивали ведра из ее рук. Через какое-то время она уехала… Так что, конечно, память у людей долгая.
А молодые ребята помнят эту страницу своей истории?
Лариса Садилова: Картину "Однажды в Трубчевске", которую мы снимали в 2018 году, не случайно завершили документальными кадрами празднования местными жителями 9 мая. На них видно, что все, что пережили деды молодых ребят, которых мы видим на экране в пилотках и гимнастерках 40-х годов, все это в сердцах людей. И в 2020 году Владимир Сидоров снял документальный фильм "Победа" о том, как в пандемию в Трубчевске праздновали день Победы, не покидая своих домов…
Кстати, 3 сентября в Трубчевске мы покажем "Дочь капитана" и 6-минутную презентацию будущего часового фильма "На память будущим поколениям".
В каком-то смысле "Дочь капитана" - тоже "на память будущим поколениям". В этой картине вы вновь сняли Юрия Кутафина, он уже стал вашим "талисманом". Вообще, жаль, что мы мало видим в кино прекрасных актеров, работающих в регионах.
Лариса Садилова: Когда возникла история с "Дочерью капитана", я уже знала, что в картине будет сниматься Кутафин, но в сценарии его роль была совершенно не прописана. Просто обозначено: "на скамейке сидят отдыхающие, рядом с ними дедушка Валика". Так что этот образ родился практически на съемочной площадке.
А насчет актеров… Мы уже с вами вспоминали про пионервожатого в "Дочери капитана", которого сыграл Алексей Дегтярев. Мой друг-режиссер хотел утвердить его на главную роль, но продюсеры не дали. Очень сложно актерам не из Москвы и Петербурга пробиваться в кино.
А ведь можно вспомнить прекрасный пример - Андрей Болтнев, который впервые появился на экране в картине ленфильмовского режиссера Семена Арановича "Торпедоносцы", потом уже были и "Противостояние" и "Мой друг Иван Лапшин".
Лариса Садилова: Тогда у режиссера была большая свобода, он был главным. И если Аранович, или Алексей Герман решили снять актера из Новосибирска, то никто не мог повлиять на их решение.
Кстати, Теличкина убеждена, что вопреки мнению прокатчиков, основным зрителем в кинотеатре могут быть взрослые люди. Процитирую Валентину Ивановну: "Молодежь любит танцевать, а если смотреть кино, то блокбастеры. А простые истории, то, что называется "малобюджетное" кино, любит старшее поколение. Как раз люди пожившие могут оценить фильмы, рассказывающие о тонких душевных переживаниях".
Лариса Садилова: Прокатчики ориентированы на прибыль. И когда я им привожу пример неуважительного отношения к зрителю одну "новогоднюю" картину, которая на мой взгляд абсолютная халтура, сделанная на коленке, мне говорят: "Зато зритель идет".

Когда-то Станислав Сергеевич Говорухин собрал группу кинематографистов за "круглым столом" в Госдуме, чтобы обсудить будущий закон о кино. И я тогда сказала, что прежде всего надо задаться вопросом: "Мы рассматриваем кино как искусство или как бизнес?" Сейчас отчитываются перед зрителями цифрами сборов и количеством запущенных в производство фильмов. Сплошная бухгалтерия. Но что и кому она дает? И что в итоге мы имеем?
Я одному пожилому кинематографисту не так давно сказала: "А ведь вы продали наш кинематограф в 1986 году на том печально знаменитом Пятом съезде кинематографистов. За суточные, которые стали получать во время поездок на зарубежные кинофестивали. Вы развалили государственный прокат". А с другой стороны, продюсеры и прокатчики идут на поводу у публики, всячески стараясь угодить ей. Например, зрителю смешно, а ты на сцене еще поддаешь жару, еще больше его смешишь, и вот уже забываешь о сути роли, а зритель, падающий со стула от хохота, уже забыл про что спектакль. Когда мы учились во ВГИКе, нас ругали за это.
Хочется верить, что что-то изменится. Во всяком случае Фонд культуры сейчас составляет списки отечественных фильмов, обязательных к просмотру для школьников. Не знаю, что из этого выйдет… Хорошо, если бы отобранные фильмы рассказывали историю нашей страны, а не отбирались по принципу "лучший фильм". И возвращаясь к кинотеатрам, почему бы ту же самую программу "100 отечественных фильмов" не показывать на первых сеансах? Кинозалы же пустуют, так хоть использовать их для просвещения.
Это уже не первая попытка, но может, наконец, удастся. Если вспомнить вашего мастера Сергея Аполлинариевича Герасимова, то ведь даже студенты ВГИКа, который носит его имя, не знают толком режиссерских работ Герасимова, не говоря уже об актерских - кино 1920-х годов хорошего качества в интернете не найдешь.
Лариса Садилова: Не знаю, так ли это, я давно не была во ВГИКе. В 2026 году мы будем отмечать 120-летие со дня рождения Сергея Аполлинариевича Герасимова, педагога и режиссера с большой буквы. И надеюсь, что ВГИК если еще не оцифровал, то обязательно оцифрует фильмы Герасимова.
Есть идея в 2026 году сделать ретроспективу, состоящую из фильмов не только Сергея Аполлинариевича, но и его учеников - Льва Кулиджанова, Сергея Бондарчука, Киры Муратовой, Татьяны Лиозновой, Николая Губенко.
Главный посыл Герасимова к нам, его ученикам - и режиссерам, и актерам, - был такой: любить человека и стремиться к усовершенствованию мира.
У меня есть мечта организовать в Брянске киношколу для детей с 9 лет. Показывать там фильмы об истории нашей страны и обсуждать их с ребятами, с точки зрения большой истории и с точки зрения искусства кинематографии. Потихоньку двигаюсь в этом направлении. Например, придумываю методику, и двадцать студентов у нас уже есть - дети, которые снимались в "Дочери капитана". Это будет 4-летняя школа, а не курсы "я научу тебя снимать кино за 2 -3 дня". Нет, у нас будет все серьезно, с уважением к профессии.
Когда зрители страны, а не только Выборг смогут увидеть "Дочь капитана"?
Лариса Садилова: 30 августа состоится премьера в Брянске, там, где снимался фильм, там, где живут, учатся и работают наши актеры - взрослые и дети, а также часть нашей съемочной группы. Все брянские мальчишки и девчонки собираются прийти на премьеру с родителями, бабушками и дедушками. Надеюсь, что будет настоящий семейный просмотр. А 4 сентября начнется прокат не только в Брянске, но и во всей Брянской области. Сейчас ведутся переговоры с прокатчиками, чтобы еще в этом году выпустить картину в прокат по всей России.