
Но все же об атаках дронов только и разговоров. "А вас на выходные закрывали?" - первый вопрос посетительницы популярной пекарни к сотруднице и ожидаем, и интересен всем в небольшом зале.
"Нам сказали: если страшно, можете остаться дома, - отвечает она и, пока готовит ароматный капучино, делится своими мыслями: - И нам страшно, да чего греха таить. В первые дни я на работу не стала выходить. С этим не шутят. Но сегодня уже вышла. Сколько можно дома сидеть?"
"Дистант" для подобных предприятий не работает. "Как бы ни было, мы все равно вышли. Не представляю, как иначе. Мы печем хлеб. Его ждут люди. Ну и что еще сказать? Вы помните, как в прошлом году весной по нам били ракетами? Как горело и падало с неба? Мы пекли хлеб. И будем печь его и дальше", - говорят сотрудницы булочной.
Продавцы кваса в мобильных, стилизованных под бочки ларьках, торговцы кофе навынос, предприниматели на многострадальном центральном рынке - все работают "под открытым небом" и на небо это то и дело поглядывают.
"Подписались на все каналы, которые сообщают о беспилотниках, но иной раз такой плохой интернет, что и они тормозят, - рассказывает одна из продавцов на рынке. - Потому смотрим внимательно и прислушиваемся: жужжит или не жужжит".
"Можно, конечно, и закрыться на эти дни, многие так и сделали. Но мы думаем еще и о том, что люди приезжают из отпусков, готовят детей к школе, форма нужна и другая одежда, обувь. Школа же заработает, да?" - говорит другая продавщица.
Этот вопрос не столько об учебе. Он о жизни в целом. В приграничном Белгороде за время постоянных в своей периодичности ударов переживали многое, и школьный "дистант" - не самое страшное.
Когда на город шел налет беспилотников 14 августа, центр перекрыли для движения, а большинство учреждений "распустили" по домам, никто не дрогнул, и даже свидетели удара по автомобилю, вспыхнувшему смертоносным пламенем, не поддались естественной в этой ситуации панике. Молниеносно выскочили из своих машин, бросились на помощь, сделали все для спасения людей. Белгородский характер - и в подвиге, и в повседневных мелочах.
"Который год живу в Белгороде, но никак не привыкну, - рассказывает переехавшая сюда еще перед пандемией менеджер по продажам Наталья. - Вот в четверг, когда начался этот ужас, директор позвонил нам и сказал: "Закрывайте магазин, расходитесь по домам". А наш магазин в пригороде. Вышли: автоматные очереди стрекочут, да громко так. Значит, где-то близко летает. И вот что делать? Таксистов нет, автобусов нет. Побрела на остановку, стою, облака рассматриваю. Страшноватенько! Подъезжает семейная пара: в город едут, и уж не знаю, точно ли нам было по пути, но довезли чуть ли не до подъезда. И денег не взяли".
О подобной взаимовыручке люди рассказывают и теперь, когда в Белгороде выдался относительно спокойный день. С утра дождь - верный фактор снижения активности БПЛА, и люди духом воспрянули. Но беспечность все равно на нулевой отметке.
"Эти удары были ожидаемы, мы же следим за мировыми новостями, - говорят многие. - И мы все же морально готовились к ним. В такой ситуации, как наша: делай что должен и будь что будет".
Впрочем, из "должного" первым пунктом - продолжение подготовки к экстренным ситуациям: в городе в который раз возобновят занятия по первой медицинской помощи, с учениками и их родителями выстоят маршруты в школу и домой с укрытиями по пути, а максимальное число белгородцев задействуют в реалистичных тренировках на случай чрезвычайной ситуации.
По официальным сообщениям Вячеслава Гладкова на 16.30 18 августа, с 13 августа в регионе из-за массированных атак пострадали более 40 человек, в том числе трое детей и пять бойцов добровольческого отряда "Орлан". Один мирный житель погиб. Решением регионального оперштаба от 14 августа на выходные были закрыты торговые центры, запрещены развлекательные мероприятия. Региональные госучреждения переведены на дистанционную работу, такая же рекомендация дана федеральным органам власти.