
В 1947 году СССР начал прокладывать Трансполярную магистраль. Частью этого проекта стала так называемая стройка № 501-503, железнодорожная ветка Чум-Салехард-Игарка. Земляными работами занимались 350 заключенных, отбывавших срок в лагерном пункте усиленного режима № 76. Его заложили в марте 1950 года в 217 километрах от Салехарда и в 134 километрах от Старого Надыма. Помимо самого лагеря, здесь размещались конюшня, собачий питомник и городок для охраны и вольнонаемного персонала.
Проект Трансполярной магистрали заморозили сразу после смерти Сталина, признав нерентабельным. Осужденных либо амнистировали, либо перевели в другие лагеря. На память от тех времен Ямалу осталось почти 500 объектов, культурным наследием регионального уровня признаны девять из них: здание начальной школы в Салехарде (капитально отремонтированное в прошлом сезоне), архив, где модернизация в самом разгаре, театр, два лагерных пункта и два моста в Надыме, а также два дома рядом с бывшей станцией Ярудей.

В 2022 году во время акции "Честный маршрут" жители Надымского района попросили губернатора Дмитрия Артюхова сохранить "Глухариный" как историческое место. Решили превратить его в экспозиционно-выставочное пространство, чтобы показать жизнь и работу заключенных на крупных стройках сталинского периода. Ничего похожего в России нет.
На реконструкцию ушло более двух лет. Сегодня готовы два вахтовых здания, жилой барак, баня с дезокамерой, штрафной изолятор, бревенчатый забор с колючей проволокой, входные ворота, одна из вышек охраны, деревянные тротуары и лестница к реке. Примерно треть компонентов и материалов соответствует середине XX века: кованые элементы, оконные заполнения, бревенчатые стены, печной кирпич. Чтобы искусственно состарить окна и двери, доски брашировали, то есть создавали рельефную поверхность, на которой хорошо заметны годичные кольца. Впереди - внутренняя и наружная отделка. Сейчас для будущего музея подбирают мебель, утварь и одежду определенного периода. В коллекцию войдут оригинальный алюминиевый таз, чайник и заслонки, найденные в "Глухарином".
- Конечно, про ту страшную стройку можно рассказывать с помощью макетов, однако вживую лучше, - считает заведующий сектором новой и новейшей истории МВК имени Шемановского Алексей Мазурин. - Здания перестраивались максимально идентично. Антураж создается благодаря предметам того времени.
Чтобы туристам было удобно добираться, до музея проложили 400 метров асфальтированной двухполосной дороги и организовали парковку на 27 мест, в том числе для автобусов. Рядом установили беседки и скамейки. Информационные стенды и система навигации помогут посетителям сориентироваться. Работы планируют завершить в октябре.