Правнучка Макара Киени рассказала о мостах, построенных прадедом-белорусом

Макар Киеня отстроил семь мостов. Каширский мост через Оку даже изображал на картинах Фридрих Лехт.
Макар Киеня отстроил семь мостов. Каширский мост через Оку даже изображал на картинах Фридрих Лехт. / "Масловка. Городок художников"
Имя Макара Киени когда-то гремело - в тридцатые годы XX века оно не сходило со страниц советских газет. Сегодня о гениальном орденоносном строителе мостов знают, пожалуй, только специалисты-энтузиасты, а ведь он - одна из ярчайших фигур нашей общей истории.

"СОЮЗ" встретился с его правнучкой, московской писательницей Наталией Киеня, которая не только рассказала нам о грандиозных мостах, построенных прадедом-белорусом, но и поведала, как помнили его и передавали память о нем в семье.

Пешком в Москву

Судьба у Макара Киени столь же яркая, сколь и трагическая. Трудно выбрать, с чего начать рассказ о нем. Наталия советует: "Я бы начинала с... лаптей. Это наше семейное предание: как прадед пешком добирался до Москвы, чтобы поступать в вуз. Хотя сейчас я понимаю, что, скорее всего, шел он в сапогах, не в лаптях... У нас хранится вырезка из газеты "Гудок": там рассказывается, как он, молодой, демобилизованный после Гражданской войны комиссар, с вещевым мешком за плечами бродил по московским улицам, раздумывая, где учиться, кем быть. Поступил в МИИТ, тогдашний Московский институт инженеров транспорта".

В работе Киеня искал не только новаторские технические решения, но и новые пути организации людей и их труда

Родом же Макар был из Домантовичей, крошечной деревни в Копыльском районе Минской области. В ней и сейчас-то всего несколько десятков жителей.

Кстати, в книжке Марины Киеня, внучки мостостроителя (да, и она тоже писательница, династия инженеров на каком-то витке стала династией литературной), есть такая версия появления этой частой в Беларуси и необычной в России фамилии: "наше семейное предание гласит, что как-то в конце XIX века в белорусской глуши взяли и построили шикарную белую церковь. Прямо как в Киеве. И деревня по соседству обрела название Киевичи, а все ее жители стали Киенями".

Дети Макара Киени пойдут по его стопам. Игорь и Валя станут инженерами. Фото: Фото из семейного архива М. Киени

Новатор и организатор

- К нему рано пришла известность, как тогда говорили, "всесоюзная", - рассказывает Наталия. - В 1931 году Макар Киеня был награжден орденом Красной Звезды. Об этом написали все газеты. И далее, с каждым новым рекордом, признание все увеличивалось. Мосты на Припяти, на Проне, на Ахтубе, через Западную Двину в Полоцке, на Волге у Саратова, мост на Оке возле Каширы, который он считал своим самым лучшим... Железобетонный мост на Днепре длиной более полутора километров - он представлял исключительные технические трудности, - перечисляет она. - Всего Киеня построил семь мостов.

Каширский мост даже оказался объектом творчества большого художника. Фридрих Лехт написал две картины, навеянные его образом.

В Беларуси Киене довелось потрудиться после вуза. В Могилеве он работал над усовершенствованием кессона - это герметичная камера, которая опускается под воду вместе с рабочими и техникой. Киеня разработал конструкцию кессона, значительно экономившую металл и уменьшавшую риски кессонной болезни. Впервые в деле ее использовали на Днепре. Автор после выпустил книгу, в которой иронично заметил: "Насколько мало было товарищей, готовых принимать участие в риске сооружения и опускания первого деревобетонного кессона, настолько много появилось претендентов на звание инициатора и проводника этого смелого дела после удачного исхода". Он еще не знал, чем обернется для него человеческая зависть.

В работе он искал не только новаторские технические решения, но и новые пути организации людей и их труда. Вот как рассказывал о том периоде журнал "Транспортное строительство": "Была применена оригинальная форма соревнования: договор между соревнующимися бригадами предусматривал "спорный", то есть более выгодный объект. Его получала бригада, первая закончившая предыдущие работы. Все это позволило закончить возведение опор на год раньше срока и снизить их стоимость на 19,5 %".

Догнать и перегнать Штаты

Была у Киени мечта: съездить в Соединенные Штаты Америки, увидеть возведение висячего моста через пролив "Золотые Ворота". Он строился более 4 лет и для публики открылся в мае 1937 года. Командировка все откладывалась - Киеню направляли на все новые стройки СССР, где-то начинать с нуля, где-то спасать то, что успели нагородить до него. Но все-таки удалось застать "Золотые Ворота" в процессе возведения - в 1935 году инженера отпустили в командировку в США. Полгода он изучал строительство Голденгейтского и Оклендского мостов, а по возвращении опубликовал статьи, в которых рассказал о конструкциях протяженностью 12-19 км. "В проекте у американцев предусмотрено все, и в процессе работы сменять проект совершенно не приходится, - писал Киеня. - Мы же меняем не только детали, но и основу проекта... На одном Оклендском мосту было 35 кранов подъемной силы от 0,5 до 100 тонн, а на 20 стройках Мостотреста - 4 крана максимальной мощностью 8,5 тонны... Можем ли мы у себя поставить мостовое строительство на такую же высоту? Несомненно, можем, нужно только как следует взяться за дело". Он действительно внедрил в отечественное мостостроение множество инновационных технологий, видя основу технического прогресса именно в научном подходе.

Наталия показывает открытку с пароходом: "Это трансатлантический "Маджестик", корабль-сестра "Титаника". На обороте еще читается: "Люся, ребята, этим пароходом я поеду. Видите, какой он большой и надежный. Целую вас". Привез домой подарки - куклу, машинку. И даже холодильный шкаф, как тогда называли холодильники. И кипы фотографий строек, журналы, записи, образцы бетона в кубиках...

Блеск и нищета

После возвращения Киеню ждал еще один мост, его последний - железнодорожный через Ахтубу. "Сложностей здесь было очень много. Не хватало квалифицированных кадров, голое малярийное место. Начинать пришлось со строительства поселка, организации массового обучения строителей", - писал журнал "Транспортное строительство". Мост был сдан через одиннадцать месяцев вместо тридцати. За стахановскую работу Киеню наградили знаком почетного железнодорожника, легковым автомобилем и назначили начальником Мостотреста.

- Слава сыграла роковую роль в судьбе Киени, - делится Наталия, - на него написали донос. Семья лишь в девяностые узнала о его участи - в первые годы еще носили передачки, надеялись...

В 38-м все рухнуло: Макара объявили шпионом-троцкистом, через год расстреляли. Похоронен он на Донском кладбище в братской могиле. "Вместе со Всеволодом Мейерхольдом, кстати говоря, - напишет в своей книге Марина Киеня. - Десять лет без права переписки, жуткий эвфемизм той эпохи... Что было с семьей потом? Да уж как водится: нищета, голод, неустроенность... Конечно, в конце концов все отыгралось назад и получилось по справедливости (или почти). Макара Киеню реабилитировали, дом вернули, семье разрешили жить в столице. Только вот жена Лидия этого не дождалась, умерла в 1945-м".

У Макара была младшая сестра, Софья. Софья Киеня - одна из лидеров Стахановского движения, героиня Метростроя, первая женщина, которая спустилась в кессон. Бригада Софьи устанавливала рекорды на перегоне "Белорусская" - "Динамо", в войну она работала на защите метро от бомбежек. А еще она не открестилась от родных, помогала детям Макара. Они, кстати, выросли и пошли по стопам отца - стали инженерами.

- На майолике на станции "Комсомольская" изображены метростроевцы, - рассказывает Наталия. - И мы с мамой уверены, что женщина на мозаике, которая смотрит на зрителя (остальные персонажи все - в профиль), - это Соня. Портретное сходство поразительное...

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться