
Указанные им лица были внесены в черный список Управления по контролю за иностранными активами. Это означает, что все сделки с ними запрещены, а их средства, если таковые обнаружатся в американской юрисдикции, будут заморожены. Обычно рестрикции также предполагают запрет на въезд в США.
Это далеко не первый шаг против МУС, который предприняли США. Ранее Вашингтон ввел санкции в отношении ряда судей, а главное, против Карима Хана, когда тот занимал должность главного прокурора МУС. Именно он выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Хан и раньше принимал политически мотивированные решения, но его действия против главы израильского правительства поставили под вопрос существование самого МУС. Дело в том, что он допускал преследование конгрессменов, которые защищают Нетаньяху, хотя у Международного суда не было и нет юрисдикции на такие действия.
Впоследствии Хан был вынужден уйти в отставку на фоне обвинений в сексуальных домогательствах, но его дело пытались продолжить Нажат Шамим Хани и Мам Мандиай Нианг, которые теперь тоже оказались под санкциями. А Николя Гийу был тем самым судьей, который санкционировал выдачу ордера на арест Нетаньяху.
Что касается Прост, то она попала в черный список США за решение о санкционировании расследования МУС в отношении американских военнослужащих в Афганистане. Что бы там ни произошло, как бы их действия ни оценивались, но МУС вышел за рамки своей юрисдикции, ведь США никогда не подписывали Римский статут.
МУС не признает примерно треть стран мира, среди них не только США, но и Россия, Китай, Индия. И выполнение или невыполнение решений суда для них не несет каких-либо юридических последствий. МУС не является частью ООН, он основан на международном договоре - Римском статуте 1998 года. В этом документе, определяющем работу МУС, есть статья 98. За ее сложными юридическими формулировками стоит простая идея: суд не может требовать помощи от стран, если эта помощь "требует действий, противоречащих обязательствам в отношении других государств" и "обязательствам по международным соглашениям". Вводя последние санкции, госдеп подчеркнул, что США "четко и решительно" выступают против политизации деятельности и злоупотреблений полномочиями со стороны МУС. На эти моменты неоднократно обращала внимание и Москва. По словам официального представителя МИД России Марии Захаровой, МУС не имеет "ничего общего с правом или справедливостью". "Этот орган давно стал олицетворением не только двойных стандартов и неэффективности, но и чудовищного лицемерия. Он окончательно и бесповоротно утратил право называться институтом правосудия, превратившись за годы в послушный инструмент западных государств по решению геополитических задач", - отмечала дипломат.