Пенсионерка отсудила у банка компенсацию за рекламное СМС-сообщение

Правовая грамотность российских граждан резко пошла в рост. Об этом, в частности, свидетельствует одно из последних решений кассационного суда, который подтвердил справедливость претензий пожилой женщины к действиям банка. Клиентка одного из крупнейших в нашей стране банков, в котором у дамы был пенсионный вклад, обратилась в суд с жалобой на получение от этого кредитно-финансового учреждения СМС-сообщения рекламного содержания без ее согласия.
Реклама, навязанная клиенту без его согласия, может обернуться для ее распространителя большими расходами.
Реклама, навязанная клиенту без его согласия, может обернуться для ее распространителя большими расходами. / Александр Корольков

С подобными рассылками сталкиваются очень многие, если не все клиенты отечественных банков. Кто-то такую рекламу не замечает, кого-то она раздражает, но это первый случай, когда клиент, точнее клиентка, решил побороться.

Женщина написала в исковом заявлении в суд, что поскольку у финансового учреждения нет ее согласия на обработку персональных данных "в целях рекламы услуг и товаров как самого ответчика, так и иных лиц, как и согласия на направление ей рекламных сообщений", то отправка этой эсэмэски нарушает ее потребительские права. И представляет собой навязывание ей услуг по рассылке рекламных сообщений и товаров.

А все это, как сказано в иске, является нарушением статьи 16 Закона "О защите прав потребителей", статей 6 и 15 закона о персональных данных и законодательства о рекламе.

Еще было добавлено, что рекламное СМС-сообщение от банка было получено "вне рамок рабочего времени, в обстановке, не связанной с правоотношениями с ответчиком".

По совершенно справедливому уверению пожилой женщины, присылаемая банком реклама - отвлекала ее внимание от необходимых дел, вызвала беспокойство, раздражение и ... "привело к формированию негативных ощущений и эмоций и дискомфортному состоянию в целом". Но и это еще не все. В суде выяснилось, что у клиентки банка были претензию и к самому тексту СМС. Гражданка заявила, что ответчик как рекламораспространитель и рекламодатель не предоставил ей как потребителю в содержании рекламного сообщения "минимально необходимой информации о продавце или исполнителе и услугах". По подсчетам пожилой женщины, нанесенный ей как клиентке моральный вред могла бы компенсировать сумма в 100 000 рублей. Но вот заплатить такие деньги добровольно, без суда, банк отказался.

Для тех, кто решит пойти по пути этой гражданки: все суды, рассмотрев спор, защитили интересы клиентки банка, хотя и снизили сумму запрошенной компенсации морального вреда. Банк пытался оспорить такое решение. Но у него ничего не вышло.

В суде выяснилось, что у клиентки банка были претензии даже к самому тексту полученных СМС

Вот главные моменты гражданского спора, на которые стоит обратить внимание.

Суды заявили, что между клиенткой и финансовым учреждением есть несколько договоров банковского вклада и банковского обслуживания. При этом, хотя в заявлении на получение банковской карты прописано, что после присоединения к программе лояльности банка владелец карты дает согласие на "передачу своих персональных данных третьему лицу в целях участия как в программе лояльности, так и в иных маркетинговых мероприятиях", судом установлено, что наша героиня не присоединилась к программе лояльности банка.

Именно поэтому ответчик не был вправе обрабатывать персональные данные своей клиентки, к которым относится номер телефона, в целях участия в маркетинговых мероприятиях. В судах подчеркнули: в соответствии с частью 1 статьи 18 закона о рекламе предусмотрено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

И вот как выглядит главный вывод из этого спора: действия банка по направлению на номер своей клиентки СМС-сообщений рекламного характера в отсутствие согласия адресата на получение рекламы являются незаконными. А значит, это является основанием для взыскания с финансового учреждения компенсации морального вреда.

Правда, суд не стал целиком и полностью удовлетворять все требования гражданки. После изучения всех обстоятельств суд заявил, что он "не усматривает оснований для взыскания с ответчика убытков в виде расходов истца на юридические услуги, услуги по канцелярским действиям, почтовые услуги на стадии досудебного урегулирования спора в размере 10 300 рублей".

В решении первого суда, которое позже было оставлено без изменения всеми последующими инстанциями, так и сказано - взыскивать перечисленные убытки с банка суд не станет, поскольку "необходимость осуществления данных расходов для восстановления нарушенного права истца ни в досудебном, ни в судебном порядке законом не предусмотрена и фактически не требовалась".

Определение СК по гражданским делам Восьмого КСОЮ N 8Г-9588/2025.