"Ушел за 15 минут": Как погиб альпинист Михаил Ишутин, чье тело 10 лет лежит недалеко от местонахождения Наговициной

Появились подробности об альпинисте, чье тело лежит недалеко от Наговициной
Российская альпинистка Наталья Наговицина находится на пике Победы рядом с телом погибшего 10 лет назад Михаила Ишутина. Сердце двукратного чемпиона России по альпинизму, обладателя звания "Снежный барс" перестало биться 8 августа 2015 года на высоте 7300 метров при спуске с пика Победы. Что известно о легендарном альпинисте и обстоятельствах его гибели - в нашем материале.
Легендарный российский альпинист Михаил Ишутин.
Легендарный российский альпинист Михаил Ишутин. / Фото: Федерация альпинизма России / VK

Михаил Васильевич Ишутин родился 3 января 1957 года в деревне Елисеевичи Брянской области. Окончил университет физкультуры имени Лесгафта в Санкт-Петербурге. Он был тренером по скалолазанию, президентом Федерации альпинизма, скалолазания и ледолазания Архангельской области, имел почетное звание "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации".

Любовь к горам у Ишутина появилась еще в 78-м году, когда он с группой знакомых альпинистов отправился на скалы. С тех пор он совершил свыше 400 восхождений: освоил маршруты разной сложности по горам Тянь-Шаня, Кавказа и Памира, восходил на самые высокие вершины планеты - Эверест и Чогори...

Последняя - третья Победа

Восхождение на самую высокую точку в Тянь-Шане - на пик Победы летом 2015 года для российских альпинистов имело особое значение. В честь 70-летия Великой Победы на высоту 7 439 м там планировали установить копию знаменитого штурмового флага. Для Ишутина восхождение на этот семитысячник должно было стать третьим - ранее он уже дважды успешно покорял вершину.

Общий сбор стартовал 10 июля. Все участники до восхождения на пик Победы должны были пройти акклиматизацию на пике Ленина - на это было отведено 10 дней. Сначала взойти на Победу планировали разными маршрутами: одна группа собиралась идти классическим, Ишутин выбрал траверс Неру-Победа. Но погода внесла свои коррективы.

"Снега много, опасное снежное состояние маршрута. Мы взаимодействовали с командой Ишутина, который в конце концов пошел с нами по "классике", правда, вышел через два дня после нас, потому что шел снег, и он пережидал в базовом лагере", - вспомнил председатель комиссии по классическому альпинизму Федерации альпинизма России Александр Яковенко в беседе с интернет-порталом Risk.ru.

На маршруте приходилось много тропить: снега много, глубокий. На пятый день пути группы вышли на Важу Пшевеллу, спустились в мульду (значительное чашеобразное углубление в снежном склоне - прим. "РГ") и вырыли пещеры на высоте почти 7000 м. Рядом с ними также была группа украинских спортсменов. Там альпинистам пришлось просидеть целый день в ожидании хорошей погоды - небольшое окно появилось только утром. Три группы вышли наверх в три часа утра.

"К 12:00 были на вершине... На спуске я встретил Мишу, который шел навстречу, ему всего метров двести оставалось, сказал ему: "Хватит уже, вот она - вершина, засчитываем, пошли обратно". Он: "Да, ладно, до парней дойду". Очень внятно и адекватно отвечал", - описал события того дня Яковенко.

Как только четверка команды Яковенко спустилась к "Обелиску" (скала на высоте 6950 м), старший тренер Николай Захаров по рации передал, что Ишутину стало плохо.

"Сфотографировались с флагом Победы. Начали спускаться. Дядя был замыкающим в связке. Все шло нормально. А через пару часов, на высоте около 7300 метров, у него заболела правая нога", - позднее рассказала KP.RU племянница Ишутина Ирина.

С ним остались два члена команды. Альпинист присел на камень, ветер унес его перчатку, когда напарники поймали ее - Михаил уже лежал на земле...

Фото: maga.fpv / соцсети

Они пытались провести реанимацию, но тщетно - по словам участников похода, Михаил Ишутин ушел всего за какие-то 15 минут. Его завернули в покрывало и положили в мульду. Спустить тело не было возможности - надвинулся сильный ураган, видимость пропала. Команда еле дошла до базового лагеря. По словам Захарова, подъем дался команде тяжело: один получил серьезное обморожение, у другого начался отек легких.

"На спуске я молил Бога и одновременно благодарил его, что кашляющие парни шли сами своими ногами. Если бы мы начали транспортировку, то наша группа превратилась бы в похоронную процессию", - сказал Яковенко.

Тело известного альпиниста осталось на высоте около 7200 метров всего в нескольких метрах от того места, где сейчас находится Наталья Наговицина. В течение всех этих лет предпринимались неоднократные попытки эвакуировать тело, но все оказались безуспешными.

Происшествия