Интернет-торговля резко выросла в регионах Северного Кавказа

Жители Северного Кавказа за первые шесть месяцев 2025 года купили на маркетплейсах товаров на 177 миллиардов рублей, что на 55 процентов больше, чем за тот же период 2024 года (в среднем по России рост составил 36 процентов). Среди регионов с самыми динамично развивающимися онлайн-продажами - Чечня, Ингушетия и Дагестан. Такие данные привела Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ).

В России доля Е-торговли в общем объеме розничных продаж по итогам шести месяцев составила 22,4 процента, а конкретно в СКФО - около 16 процентов. Северный Кавказ здесь не является лидером, но сокращает разрыв с другими макрорегионами страны. Лучшая динамика развития онлайн-торговли у Чечни, у нее зафиксировали рост почти в 2,9 раза (всего жители республики купили товаров в интернете на 16 миллиардов рублей), следом идут Ингушетия (4,7 миллиарда) и Дагестан (38,7 миллиарда) с примерно двукратным ростом.

На первом месте по покупкам в СКФО традиционно остается Ставропольский край. Его жители в первом полугодии потратили на товары в интернете 77,5 миллиарда рублей - на треть больше, чем годом ранее. На долю онлайн-торговли здесь приходится 20 процентов от розничного рынка.

Такой рост связан прежде всего с эффектом низкой базы, по сути, интернет-продажи в некоторых регионах только начинают развиваться

Как рассказали корреспонденту "РГ" в АКИТ, подобные показатели роста связаны прежде всего с эффектом низкой базы, по сути, интернет-продажи в некоторых регионах только начинают развиваться.

"Главная причина роста - колоссальное развитие соответствующей инфраструктуры в стране. Маркетплейсы активно строят и открывают распределительные и фулфилмент-центры, а региональные производители и продавцы подключаются к новой инфраструктуре. Традиционная торговля запускает свою доставку из магазинов, собственных распределительных центров и дарксторов. Появились хабы, позволяющие работать через онлайн-платформы, и, как следствие, мы видим развитие региональных сервисов через эффективные партнерские связи и коллаборации. Электронная коммерция охватывает все больше малых городов и населенных пунктов, делая доступными для их жителей миллионы товаров", - рассказали в ассоциации.

В СКФО первое место по объему онлайн-продаж занимают одежда и обувь (17 процентов от общего), совсем немного отстают продукты питания (16,4) и товары для дома и мебель (15,5). На электронику и бытовую технику приходится 9,9 процента.

Как ранее писала "РГ", Дагестан и Ставропольский край на Петербургском международном экономическом форуме заключили два инвестиционных проекта, которые касаются развития электронной коммерции. Компания Ozon намерена в 2025 году инвестировать в республику 4,8 миллиарда рублей. Средства направят на открытие логистического комплекса в Махачкале и поддержку развития сети пунктов выдачи. Еще 290 миллионов рублей маркетплейс вложит в Ставропольский край. При этом ранее компания ввела в строй вторую и третью очереди многофункционального комплекса Ozon в Невинномысске.

- Это один из этапов создания большого логистического хаба, который входит в число прорывных проектов региона, - рассказал губернатор Ставрополья Владимир Владимиров на ПМЭФ.

По мнению доцента Финансового университета при Правительстве РФ Петра Щербаченко, развитие онлайн-сервисов и трансформация потребительских привычек способствовали увеличению числа продавцов на маркетплейсах. В 2021 году активно торговали на двух крупнейших площадках страны около 252 тысяч реализаторов, в 2022-м их было 632 тысячи, в 2023-м - 1,1 миллиона, а в 2024-м - 1,3 миллиона.

- С 2019 по 2024 год рынок электронной коммерции в России увеличился примерно в 7,5 раза, достигнув 12,6 триллиона рублей. Это связано с ростом популярности маркетплейсов, которые становятся важными игроками на рынке дистанционной торговли, - отметил он.

Эксперт не исключает небольшого замедления темпов развития интернет-торговли в СКФО после значительного роста объемов продаж, поскольку это является естественным этапом развития.

- Компании должны сосредоточиться не только на привлечении новых клиентов, но и на удержании существующих через улучшение клиентского сервиса, персонализированные предложения и программы лояльности, - рассказал Петр Щербаченко.

Также важно учитывать анализ потребительских привычек с помощью таких технологий, как искусственный интеллект и большие данные, и оптимизировать предложения. Это может стать ключевым фактором для поддержания роста даже при замедлении темпов.

- Успех онлайн-бизнеса во многом зависит от поддержки государства, от способности компаний адаптироваться к изменениям, использовать новые технологии и фокусироваться на потребительских предпочтениях, - заключил эксперт.

Справка "РГ"

С января по июнь россияне потратили на онлайн-покупки 5,3 триллиона рублей. Из этой суммы 97 процентов приходится на российские интернет-магазины и платформы. На первом месте по объемам продаж находится Москва, столица обеспечивает 17,2 процента онлайн-покупок в стране. Далее идут Московская область (7,9), Санкт-Петербург (6,2), Краснодарский край (4,7), Ростовская и Свердловская области (по 2,8).