
"Спрос на занятия флористикой как хобби стал превалировать над спросом на профессиональное обучение", - рассказала директор школы флористики Floway Елена Зайцева. Больше половины учеников не планируют в будущем становиться флористами, а осваивают это искусство для себя.
Такая тенденция отмечается не только в составлении букетов. Россиянам нравятся самые разные творческие занятия для хобби. "Из особых направлений интерьерная живопись и картины, все виды скетчинга маркерами: от food-скетчинга до интерьерного и travel-скетчинга. Люди активно интересуются пленэрами на свежем воздухе и новым форматом живописи маслом в ресторанах", - поделился основатель и руководитель школы-студии рисования "Найди себя" Максим Андрианов. Пресс-служба компании Xpresent, специализирующейся на подарочных сертификатах, отмечает устойчивый спрос на творческие активности: неизменными в топах продаж остаются гончарные мастерские, флорариумы, мастер-классы на парусных яхтах.
Появляются новые ниши и направления. Люди все больше интересуются услугами, которые приобщают к природе и естественности - цианотипия (техника монохромной фотопечати), точечная роспись и многое другое. В спортивных активностях сохраняется спрос на два противоположных направления - экстрим (прыжки с веревкой, с парашютом) и успокоение (йога, медитация, прогулки на сапбордах).

Демографический портрет типичного потребителя творческих услуг четко определился: это женщины от 35 до 70 лет, составляющие основу аудитории большинства творческих студий. Андрианов подчеркивает, что большая часть их клиентов - около 60-70% - это постоянные клиенты, для которых занятия стали традицией. "Мужчины тоже к нам ходят, но их обычно не так много в основном потоке клиентов", - добавил эксперт.
Психолог, преподаватель кафедры спортивного маркетинга факультета спорта Университета "Синергия" Лилия Шувалова выделяет две основные причины роста популярности творческих хобби среди взрослых: использование творчества как средства интеграции психики и профилактики стресса, а также реализацию давно забытых желаний и снятие ограничений к различным видам активностей.
Эксперты действительно отмечают тренд на то, что россияне ищут эмоциональную разрядку и социализацию через творчество. "Люди приходят к нам отдохнуть от рутины, снять стресс и заново открыть в себе художника. Основной поток клиентов приходит к нам постоянно. У них сложился свой круг общения, они знают, что им нужно", - говорит Андрианов. С ним соглашается и менеджер партнерского маркетинга гончарной мастерской Chalet Studio Екатерина Уфимцева. "Наша аудитория - это в основном работающие люди, которые приходят отдохнуть душой, провести время с семьей или весело провести время с друзьями или коллегами на празднике", - поясняет эксперт.
"Продается сейчас не конечный материальный продукт, а именно идея быть частью комьюнити. В успешное коммерческое предложение вшиваются возможность обрести друзей, общение, поддержка единомышленников", - подчеркивает Шувалова. Она считает, что это особенно актуально в условиях высокого уровня социальной мобильности, когда взрослым людям становится уже сложно обзаводиться новыми друзьями традиционными способами.
При этом некоторые эксперты отмечают, что все же заработок на хобби россиян интересует - в той же флористике ученики ищут не только отдушину. "Даже те, кто говорит, что пришел поучиться для себя, просто чуть более осторожны в своих планах, но о деньгах думают практически все", - считает бренд-директор MFS Московской школы флористики Юрий Дударенко. Это происходит циклами - после пандемии большинство стремились работать в найме, сейчас цикл изменился в сторону самозанятости, объясняет эксперт.
Технологические тренды тоже оказывают влияние на отрасль. За последний год выросло доверие к онлайн-обучению. "Этот формат покупают стабильно, хотя ранее к нему было предвзятое отношение", - рассказал Дударенко. Чаще стали покупать обучение с выдачей диплома гособразца, он стал важным психологическим результатом работы для учащихся.
Корпоративный сегмент тоже переживает трансформацию. Сейчас творческие курсы стали одним из HR-бонусов в российских компаниях. "Собственники стали покупать обучение - как офлайн, так и онлайн - для своих сотрудников как часть политики поощрения, а также заказывать выездные тренинги", - пояснил Дударенко.
Различные арт-вечеринки закрывают большую часть корпоративного сегмента. "Арт-вечеринки набирают популярность и привлекают молодую аудиторию, но отличаются низкой маржинальностью для организатора, очень подвержены сезонности", - объяснил Андрианов.
Почти половина соотечественников (47%) признаются, что отправляются за покупками, чтобы почувствовать себя счастливее, 42% - чтобы развлечься и 38% - чтобы справиться со стрессом, показало исследование консалтинговой компании "Яков и Партнеры" и РОМИР. Главным источником положительных эмоций при совершении покупок более половины респондентов назвали скидки. Причем удовольствие от них чаще испытывают женщины, чем мужчины. При этом сами мужчины в два раза больше женщин ценят визуальный и физический опыт от процесса покупки.
Максимальный уровень счастья россияне испытывают не от покупок конкретных брендов или в определенных магазинах, а от самих приобретенных товаров. Универсальной категорией, приносящей счастье как мужчинам, так и женщинам, оказались продукты питания. Женщины чаще всего называли одежду и обувь, косметику и ювелирные изделия, мужчины - автотовары и электронику.
Положительный эффект от "эмоциональных" покупок сохраняется долго. Особенно ярко это выражено у молодежи 18-24 лет. При этом с возрастом интерес к шопингу снижается. Например, если в группе от 18 до 24 лет почти половина респондентов любят делать покупки, то среди опрошенных в возрасте от 55 до 64 лет таковых всего 35%.
Подготовила Елена Манукиян