
Валерий Гергиев называет вас классиком русской музыки. А вы как себя ощущаете?
Родион Щедрин: Господь Бог дал мне длинную жизнь. Сен-Санс говорил: хороший композитор должен жить долго. Сам он дожил до 84 лет. Немногим из композиторов было отпущено столько лет жизни: ни Моцарту, ни Шуберту. Но я должен сказать, что когда жизнь длинная, многое успеваешь увидеть и узнать. Когда я учился, еще был жив Сталин, и мы видели его на трибуне мавзолея, как он помахивал ручкой на демонстрациях. То, что было потом, всем известно. Жизнь была непростая, негладкая, но главное - длинная. Я этому очень радуюсь. Это большая награда от Господа Бога. И еще то, что мы вместе с Майей.
Вы как-то сказали, что нормальный композитор не пишет музыку на компьютере. Вы сами продолжаете писать музыку от руки?
Родион Щедрин: Да, черным пером. Я считаю, что человеку для творческого волеизъявления все-таки нужны кровообращение, мускулы, связи в теле и так далее.
Шедевры можно писать на заказ?
Родион Щедрин: Что значит - шедевры? Слово шедевр будет произноситься или не будет, мы узнаем очень-очень не скоро. Но если посмотреть историю музыки - все, что осталось в истории, в основном было написано по заказу.
Насколько вы ориентируетесь в творчестве современных российских композиторов?
Родион Щедрин: Мне постоянно показывают ноты: вот, и вчера, и позавчера принесли ряд сочинений. Интересуясь моим мнением, хотят прежде всего услышать комплименты. Однако мой последний мастер-класс в Московской консерватории был довольно критичным. Я спросил молодых композиторов, как они собираются с такой музыкой кормить свою семью? Кстати, во многих крупнейших университетах Америки открыты факультеты коммерческой музыки, где учат писать музыку для кино, для рекламы. И молодые люди идут на эти факультеты, потому что понимают: занимаясь музыкой профессионально, должны обеспечивать себя и свою семью.
Но шедевр при таких установках создать вряд ли возможно?
Родион Щедрин: Вся история музыки написана по заказу. Бах писал кантату каждое воскресенье: ему надо было кормить многодетную семью. Гайдн служил у князя Эстергази, жил в одном доме с его конюхом и тоже к каждому воскресенью писал для князя и его гостей сочинение к обеду. И он не мог сказать: ой, знаете, у меня на этой неделе вдохновения нет! А Моцарт! Совершенно гениальный пример: у него есть так называемая Линцская симфония N 39. Симфония получила свое название по имени города, куда Моцарт приехал давать концерт, но, как он писал отцу в письме, забыл ноты дома. Пришлось срочно написать новую симфонию, что он и сделал за четыре дня! А в городе Линц в тот момент флейтистов и гобоистов не было. Так Моцарт написал новую симфонию без флейт и гобоев. Именно так раньше и создавалась музыка: по заказам и необходимости. У нас сейчас этой традиции нет. Причем этой традиции нет прежде всего в бюджете российских учреждений. На Западе в каждом крупном театре, в каждой крупной филармонии есть бюджетная строка на заказ одного-двух сочинений в год.

Много российских музыкантов постоянно живет на Западе, особенно в Германии: Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Софья Губайдуллина, Ирина Шнитке, молодые исполнители. Почему Германия стала центром российской музыкальной миграции?
Родион Щедрин: Ни я, ни Майя Михайловна не считаем себя эмигрантами. Просто, когда появилась возможность свободно передвигаться по миру, мы выбрали, где нам удобнее обосноваться. В Москве моя квартира, мой кабинет, библиотека, мой рояль. В Литве - дом, где мы тоже проводим немало времени, работаем, отдыхаем. А в Мюнхене сконцентрирована вся моя профессиональная жизнь. Почему Германия? Потому что немцы любят музыку, понимают ее и ценят музыкантов. Скажем, Майю Михайловну там знают мало - это не балетная страна. В Германии к ней часто обращаются "фрау Щедрин", и она радуется этому. Кроме того, в Германии хорошие врачи и адвокаты по авторскому праву. А главное - у меня в Мюнхене эксклюзивный контракт с издательством SСHOTT Music. Это самое крупное в мире музыкальное издательство, ему принадлежат права и на 9-ю симфонию Бетховена, и на музыку Вагнера, Шумана, Орфа, Пендерецкого. Я единственный русский, с которым они заключили эксклюзивный контракт.
Подробнее о встрече в квартире на Тверской читайте здесь.
Материал подготовила Наталья Соколова по материалам "РГ".