
Принять детей готовы около 32 тысяч детских садов, более 38 тысяч школ, около 3,3 тысячи колледжей, более 1,2 тысячи вузов, более 11 тысяч организаций дополнительного образования, а также около 600 иных образовательных организаций.
Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что образовательная инфраструктура - важная часть Стратегии развития образования. До конца 2025 года в 39 регионах планируется создать еще 178 новых объектов более чем на 80 тысяч мест и отремонтировать 580 объектов.
"Президент Владимир Путин недавно подчеркнул, что доступность и качество образования являются ключевым фактором, основой долгосрочного успеха развития России. Главными инструментами реализации стратегических целей в образовательной сфере являются национальные проекты "Молодежь и дети" и "Семья"", - добавил вице-премьер.
Он рассказал также, что завершается приемная кампания в колледжах и вузах.
"Видим рост интереса школьников к получению востребованных рабочих профессий. Абитуриенты подали на программы СПО свыше 3 миллионов 300 тысяч заявлений - на 890 тысяч больше, чем в прошлом году. Из них на программы "Профессионалитета" - 943 тысячи, - уточнил Чернышенко. - Что касается высшего образования, то более 1,5 миллиона абитуриентов подали свыше 4 миллионов заявлений. В 2025 году около 80 процентов ребят воспользовались суперсервисом "Поступление в вуз онлайн", это на 10 процентов больше, чем годом ранее".
Вице-премьер отметил также, что в этом году систему образования ждет ряд нововведений: откроют двери для учеников новые предметные кабинеты "Труд" и "Основы безопасности и защиты Родины", снизится учебная нагрузка на школьников, трудиться учителем в школе или колледже смогут студенты после третьего курса педагогических вузов, продолжится работа по подготовке единых государственных учебников.
С нового учебного года государство начинает регулировать количество платных мест в университетах. Это коснется всех вузов, специальностей и направлений подготовки.
"У нас есть обстоятельный анализ по всем регионам, по каждому университету. Уже в этом году мы совместно с Рособрнадзором, с коллегами из регионов начинаем эту работу", - сообщал ранее министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Еще в начале года на заседании Совета по науке и образованию Владимир Путин отметил: платный прием на специальности, не востребованные экономикой, необходимо ограничить. А в конце мая глава государства подписал соответствующий закон.
По мнению Валерия Фалькова, наибольшая проблема с платным набором сосредоточена в двух крупнейших областях образования: экономика и управление и юриспруденция. Это, конечно, не значит, что юристы и экономисты не нужны. Нужны. Более того, на рынке дефицит квалифицированных юристов, экономистов, менеджеров. Но есть задача - отсечь некачественное высшее гуманитарное образование.
Кроме того, в начале учебного года будет представлен значительно обновленный перечень специальностей, по которым будут учить студентов в рамках перехода на новую систему высшего образования. Все вузы должны перейти на нее в 2027 году.
"В перечне будут в том числе и совершенно новые специальности, актуальные для перспективного образа экономики и востребованные на рынке труда, - отметил глава минобрнауки. - Новые подходы будут закреплены в новых федеральных государственных стандартах, над которыми сейчас идет активная работа. Необходимо определять приоритетные направления подготовки, привлекать мотивированных студентов и стимулировать их".
Министр добавил, что спектр задач по переходу к новой модели высшего образования широк и сложен. Среди прочего нужно полностью перезапустить систему федеральных учебно-методических объединений (ФУМО). Впервые министерство предлагает создать новое ФУМО по цифровым навыкам и искусственному интеллекту.
Студентам, выбравшим приоритетные специальности, будут предоставлять льготные образовательные кредиты.
Изменится также и процесс распределения контрольных цифр приема: планируется распределять не менее 50 процентов бюджетных мест через госзаказ без конкурса.
А что в школах? С 1 сентября вступает в силу приказ минпросвещения, который фактически завершает формирование единого образовательного пространства в стране. Об этом рассказал на прошедшем на днях в Москве Общероссийском родительском собрании министр просвещения Сергей Кравцов.
"У нас была проблема: фактически каждая школа работала по своей программе. Почти 40 тысяч школ. 40 тысяч разных программ. 54 учебника истории, около сотни учебников математики, - напомнил министр. - Приказ N 704 закрепляет множество норм, которые будут едиными для всех школ России. Мы фактически воссоздаем систему образования".
Как уточнил Кравцов, школы теперь будут работать по единым утвержденным программам. Министр также отметил: задача современной школы - обеспечить качественное обучение и широкий кругозор по всем предметам, а не только по тем, что выходят на Единый госэкзамен.