
Другими словами, новая выставка в "Горках-Ленинских" закрывает один из гештальтов рожденных в СССР - здесь можно доподлинно узнать, а точно ли наши вожди жили так скромно, как нам о том рассказывали? А еще можно полистать квитанции на получение продуктов кремлевскими семьями, заглянуть в книги их домработниц, почитать воспоминания водителей и даже побывать в аптеке, в которую простым смертным вход был закрыт.
Начнем с квартирного вопроса, который известно, кого испортил. Но Ленин-то, к примеру, был не москвич. После переезда из Петрограда Ульяновым выделили в Кремле квартиру, в которой раньше жил прокурор судебной палаты. Первоначально её площадь была 137 кв. м, но вскоре увеличилась до 192 кв. м. Водитель Ленина С.К. Гиль в своих воспоминаниях пишет, что "всё хозяйство вела сестра вождя Мария Ильинична. Она любила порядок и чистоту, умела правильно организовать питание. Мария Ильинична знала все привычки Владимира Ильича и старалась устроить жизнь брата так, чтобы он ни в чём не ощущал неудобства".
А вот свидетельства коменданта Кремля П.Д. Малькова - оказывается, Я.М. Свердлов, отдававший распоряжение о подготовке квартиры Ленина, "просил не ориентироваться на Большой Кремлевский Дворец, а брать мебель попроще. Например, из "Националя".
Среди предметов посуды - коронационные тарелки с царским гербом и тарелки с клеймом "Придворн". Скорее всего, их принесли с кухни Большого Кремлевского Дворца. Но здесь же, на выставке, и алюминиевая кастрюля с заплатой. Она-то что здесь делает?
"По воспоминаниям личного шофера Ленина в 1918 году он застал на кухне расстроенную Марию Ильиничну. Оказалось, что "прохудилась одна из немногих кастрюль". И Гиль ее заклепал", - рассказывает начальник отдела научно-просветительской работы музея-заповедника "Горки Ленинские" Светлана Генералова.
Но это, повторяем, быт времен Гражданской войны, дальше - политическое и повседневное переплелось еще теснее. К лету 1920 года сложилась система иерархического снабжения. Совнарком принял постановление о выдаче усиленных пайков для "совершенно незаменимых работников центральных учреждений" - "месячная норма пайка: муки - 20 фунтов, масла коровьего -1,5 фунта, масла растительного - 2 фунта, чая - 1/4 фунта, сахару - 1 фунт, соли - 1,5 фунта, крупы - 7 фунтов, рыбы - 10 фунтов, мяса - 10 фунтов, овощей - 1 пуд, мыла - 1 фунт, спичек - 3 коробки".
Чтобы хоть немного перевести сухие цифры на более понятные образы, вспомним, что один фунт - это на самом деле всего лишь 454 грамма, а один пуд - это 16, 38 кг. То есть, товарищи вожди и их дети не шиковали, но и не бедствовали - на хлеб с маслом хватало и ладно.
К 1933-1934 гг. система снабжения советской элиты сложилась окончательно. Попросту говоря - в Кремле коммунизм, наконец, построили. Жилье, телефон и автомобили "незаменимые специалисты" в руководстве страны получали бесплатно. И даже за коммуналку не платили.
Отдельное место на выставке заняли квитанции на получение продуктов и книга расходов домработницы Ульяновых за 1934 г. Они дают полное представление, из каких продуктов состоял рацион семьи вождя народов: хлеб, судак, икра чёрная, редиска, картофель, шпинат, сметана, сахар, чай, рябчики. Так, чёрную икру 3 апреля купили за 4 руб. 18 коп., а 5 апреля за сметану заплатили 3 руб. 60 коп.
И что с того? Ничего, это просто "Повседневная жизнь в Кремле".
Один из самых интересных разделов выставки - лекарства из Кремлёвской аптеки. Оказывается, такую открыли в 1919 году. Более того, для обеспечения потребностей жителей Кремля, в начале 1920 года аптеку включили в "первую очередь в план снабжения медикаментами из-за границы" и выделили дополнительные средства в размере пяти миллионов рублей.
"Сравнивая быт представителей большевистской элиты с официально заявлявшимся курсом на коммунистический быт, хочется, перефразировав слова самого Ленина, сказать, что "быт оказался сильнее", - отмечает директор музея-заповедника "Горки Ленинские" Евгений Сарамуд. - Даже семьи лидеров коммунистической партии сохраняли черты быта, привычные с детства".
Дальше, возможно, проект охватит и более поздние (к нам - близкие) периоды, но это будет потом, а пока бы разобраться с тем, что уже достали из сукна времен. Выставка работает до конца года.