Стандарт предусматривает четкую визуальную идентификацию фермерских зон в местах продаж. Отметим, что такие полки давно выделены во многих продовольственных магазинах. Но, к примеру, в супермаркетах одной из сетей Петербурга на них лежит продукция крупных молокозаводов из других регионов, которую никак нельзя назвать фермерской. Однако ГОСТ выдвигает и другое важное условие - достоверная информация о производителе (в том числе название и адрес хозяйства), а также о составе и особенностях продукта. И это уже может стать преградой для "самозванцев".
- Исследование показало, что более 90 процентов производителей, заявляющих в товарном знаке либо визуально указывающих, что у них фермерская продукция, не являлись субъектами малого предпринимательства, - отметила на отраслевом форуме заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева. - Больше всего таких случаев выявили среди молочной, мясной и соковой продукции. Ситуация была просто катастрофической. Поэтому мы разработали государственный стандарт, который позволит потребителю по выкладке и другим маркетинговым инструментам отличить фермерскую продукцию от другой.
Однако проблема не только в том, как ее идентифицировать, считает президент Ассоциации фермеров Ленинградской области Михаил Шконда. Важный вопрос - какую продукцию можно называть фермерской?
- Отталкиваться только от того, что условное масло произвели на ферме, неправильно: его качество тоже может быть недостаточно высоким. Поэтому единый стандарт, безусловно, был необходим. Продукция, которая продается под видом фермерской, сделана из более дешевого сырья. Если привести ее к стандарту и сделать, например, только из натурального молока, без добавок, она будет стоить дороже. Таким образом, ГОСТ поможет вытеснить фальсификат, а любой шаг по обелению рынка выгоден малым производителям, - полагает представитель отрасли.
То, что торговые сети заполняют фермерские полки промышленной молочкой, вполне понятно: они заинтересованы в дешевом продукте. Ретейлеры конкурируют между собой только по этому критерию. Чем ниже цена, тем быстрее товар раскупят.
- При этом у потребителя нет стоп-фактора, который помог бы ему выбирать товар по другому принципу. Он не может без лабораторных исследований определить, настоящий продукт на полке или нет. А если все выглядит одинаковым, покупатель берет то, что дешевле. Введение ГОСТа позволит исправить ситуацию, поскольку в специальных зонах будет продаваться только фермерская продукция, - прогнозирует Михаил Шконда.
Но есть риск, что псевдофермеры просто нанесут стандарт на тот же товар и ничего не изменится. Чтобы этого избежать, необходимы жесткие санкции за введение потребителей в заблуждение, считает руководитель региональной отраслевой ассоциации.
Эффективность национального стандарта будет зависеть от механизмов реализации и контроля, полагает адвокат, специализирующийся в области экологического права, кандидат экономических наук Евгений Жаров.
- Сам по себе ГОСТ на фермерскую продукцию носит рекомендательный характер для добросовестных предпринимателей. Законодательство не запрещает использовать термин "фермерский" тем, кто этот стандарт игнорирует. В результате возникает правовая лазейка: производители, не желающие нести дополнительные затраты, могут продолжать вводить потребителей в заблуждение. Без создания действенных механизмов контроля, в том числе внеплановых проверок и существенных штрафных санкций за нарушения, стандарт может стать формальностью, которую будут соблюдать только те, кто и так работает честно, - рассуждает Евгений Жаров.
Приведет ли введение ГОСТа к подорожанию продукции с фермы? Эксперт считает, что это возможно. Стандарт потребует от фермеров расходов на новую упаковку, соответствующую требованиям маркировки, добровольную сертификацию и другие шаги.
- В краткосрочной перспективе это приведет к некоторому удорожанию конечной продукции для потребителя. Однако здесь идет речь о перераспределении рынка. Рост цен будет компенсирован за счет вытеснения недобросовестных игроков, которые демпинговали с помощью более дешевого сырья и добавок. В итоге потребитель все равно выиграет: он получит большую прозрачность и уверенность в качестве, - уверен Евгений Жаров.
Однако административная нагрузка при переходе на ГОСТ все же может оказаться чувствительной, особенно для начинающих фермеров с ограниченными ресурсами, полагают эксперты. Поэтому в ряде регионов уже анонсировали программы поддержки малых сельхозпроизводителей в освоении новых стандартов. Они включают в себя консультационную помощь и субсидирование части расходов на сертификацию.
Принятый ГОСТ начнет действовать 1 января 2026 года.
По данным Роскачества, 48 процентов потребителей путают фермерскую продукцию с органической. Первую производят только субъекты малого предпринимательства - крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели и обладатели личных подсобных хозяйств. Экологически чистую органическую продукцию могут выпускать как фермеры, так и крупные производители.