
Запуск предприятия имеет особое значение не только для Кыргызстана, но и для всей Центральной Азии. Это позволит республике сделать шаг к диверсификации экономики, снизить зависимость от импорта подержанных автомобилей и создать национальный бренд, который станет настоящим народным автомобилем.
Форум как площадка для запуска проекта
Форум в Бостери на Иссык-Куле собрал более 1000 участников из Кыргызстана, России и стран ЕАЭС, став ключевой площадкой для обсуждения стратегического сотрудничества. В рамках визита председателя правительства РФ Михаила Мишустина были зачитаны обращения президентов Владимира Путина и Садыра Жапарова. Основными темами обсуждений стали промышленность, инфраструктура, цифровизация, агропромышленный комплекс и туризм, при этом особое внимание уделялось цифровому суверенитету и развитию совместных технологий.
На выставочно-ярмарочной части форума было установлено более 50 стендов. Среди участников такие компании, как КАМАЗ, ГАЗ, АВТОВАЗ, Chevrolet, Газпромбанк, Ростех и другие. Именно здесь был представлен проект "Muras", который вызвал значительный интерес у партнеров и СМИ.
Стратегия развития: путь на 10 лет
Первый национальный автомобиль получил глубоко символичный для народа Кыргызстана бренд - "Мурас", что в переводе означает "наследие". Стратегия развития предусматривает постепенное углубление производственного процесса. На первом этапе, который продлится с 2026 по 2030 годы, завод будет работать по схеме крупноузловой сборки, что позволит выйти на выпуск до полутора тысяч автомобилей ежегодно. На втором - с 2031 по 2035 годы - планируется переход к среднеузловой сборке, что расширит возможности предприятия, увеличит модельный ряд и доведет производственные мощности до пяти тысяч автомобилей в год.
После 2035 года проект войдет в финальную фазу, когда производство перейдет на полный цикл, включая разработку собственных моделей, а ежегодный выпуск превысит семь тысяч автомобилей.
Доступность и модельный ряд
На заводе "Muras" будет запущено производство широкого модельного ряда, включающего легковые автомобили Granta, Vesta, Largus, Niva и Iskra, коммерческий транспорт Largus Van; а также медицинский и социальный транспорт, созданный на базе этих моделей.
Ежегодно 1500 автомобилей будут направлять в таксопарк "taxi.express". Эти машины отправятся в лизинг через "leasing.express". Обе компании являются проектами инвестиционного фонда Central Asia Capital, что дополнительно гарантирует устойчивый спрос и финансовую поддержку на старте проекта.
Стоимость также играет ключевую роль. Базовая цена автомобиля составит от 10400 долларов, однако сейчас ведутся переговоры с правительством Российской Федерации о возможном субсидировании ОАО "АВТОВАЗ". В случае их успешного завершения цена в первые три года может быть снижена на 15 процентов - до 9100 долларов.
Экономический эффект для Кыргызстана
Вклад в ВВП страны благодаря работе предприятия составит один процент к 2035 году. Будет создано до 12 000 новых рабочих мест. Развитие собственного производства вместо ввоза подержанных автомобилей обеспечит снижение зависимости от импорта. А рост налоговых поступлений превысит 500 миллионов сомов ежегодно.
Поддержка правительства России и Кыргызстана
Проект получил поддержку на государственном уровне. Первый заместитель председателя кабинета министров КР Данияр Амангельдиев одобрил инициативу и взял ее реализацию под личный контроль. Правительство готово предоставить налоговые льготы, земельный участок, также будет введена поддержка лизинга для автомобилей, произведенных в Кыргызстане.
Также проект получил одобрение Романа Чекушова - заместителя министра промышленности и торговли РФ.
Важную роль в разработке стратегии сыграл Шабдан Абдырайым уулу - экс-заместитель губернатора Нарынской области, в настоящее время советник председателя совета директоров фонда Central Asia Capital.
Экспорт и международное значение
Экспортный потенциал завода составит до 3000 автомобилей ежегодно к 2031 году. Основные рынки сбыта - Центральная Азия, Балканские страны. Инвестиции фонда Central Asia Capital в предприятие превысят 30 миллионов долларов. Финансирование осуществляется на собственные средства фонда, инвесторов, а также путем выпуска облигаций при участии ведущего фондового брокера Кыргызстана компании Banca.
Таким образом завод по изготовлению национального автомобиля "Muras" - это не только шаг к обновлению автопарка и созданию новых машин. Это проект национального значения, который станет предметом гордости страны.
"Muras" будет настоящим народным автомобилем, который поедет по городам и селам Кыргызстана - от Бишкека до Иссык-Куля, от Нарына до Оша. Этот автомобиль станет символом нового этапа развития страны, наследием будущих поколений, воплощением современности и поводом для национальной гордости.