На Соборной площади Астраханского кремля показали оперу "Война и мир"

Впечатляющая постановка в Астраханском кремле под открытым небом была посвящена 80-летию победы в Великой Отечественной войне. Опера Сергея Прокофьева "Война и мир" по эпическому роману Льва Толстого стала финальным аккордом международного фестиваля классического искусства "Каспийские сезоны". В спектакле, поставленном режиссёром Сергеем Новиковым, было занято более 500 артистов, за дирижерским пультом Валерий Воронин, а главные партии исполнили солисты сразу трёх театров - Большого, Мариинского и, конечно, Астраханского оперного.
Для астраханцев уже стало традицией встречать новый театральный сезон под звездным небом на красивейшей Соборной площади
Для астраханцев уже стало традицией встречать новый театральный сезон под звездным небом на красивейшей Соборной площади / предоставлено Астраханским театром оперы и балета

Для астраханцев уже стало восхитительной традицией встречать новый театральный сезон под звёздным небом на красивейшей Соборной площади. С 2012 года в естественных декорациях Астраханского кремля русские оперы регулярно получают право на два эксклюзивных показа. Так, уже были представлены "Борис Годунов", " Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Руслан и Людмила", кантата " Александр Невский", "Иван Сусанин", "Русалка". А теперь "Война и мир" - главная русская опера ХХ столетия.

Безусловно, для Толстого, а следом и для Прокофьева вся драматургическая энергия и философская глубина этого произведения заложены в антитезном названии, где созидание и любовь смотрят в лицо разрушениям и смерти. Но тема такова, что каждое театральное обращение находит свои смысловые ключи, апеллирующие ко дню сегодняшнему. Да и протяжённость самого длинного авторского варианта партитуры (около пяти часов), как и условия его появления, будто дают постановщикам молчаливое согласие взяться за ножницы.

Прокофьев писал эту оперу в годы Второй мировой войны… В 1946 году на сцене Малого оперного театра в Ленинграде была представлена первая редакция оперы Прокофьева. А двумя годами позже было опубликовано знаменитое разгромное постановление ЦК ВКП(б), положившее начало борьбе с так называемым формализмом в советском искусстве и преследованиям деятелей культуры, которые были объявлены "формалистами". И под прессингом диктатуры времени композитор взялся за написание второй редакции оперы с практически равной по объему военной частью. В этом так называемом варианте двух вечеров опера "Война и мир" впервые была поставлена только в 1955 году, уже после кончины автора.

Новая постановка оперы Прокофьева стала мощным аккордом фестиваля "Каспийские сезоны". Фото: предоставлено Астраханским театром оперы и балета

В Астрахани формат представления на Соборной площади, как и исторический момент, когда залпы орудий ныне грохочут совсем рядом, оказались теми условиями, что позволили режиссёру поставить масштабный, но пронзительный спектакль, где встречаются лицом к лицу мечта о любви и мощь русского оружия, когда безапелляционно встаёт вопрос о долге, смысле жизни и месте человека в обществе. И всё это - за оставшиеся к исполнению 150 минут партитуры.

Мощный хоровой эпиграф становится камертоном постановки

Мощный хоровой эпиграф становится камертоном постановки. Всё лирическое в опере на фоне всего грандиозного - внушительных декораций (сценография Ивана Складчикова), что меняются прямо на глазах зрителей, лошадей, обозов, пушек и бесчисленных гарнизонов (к участию в массовых сценах были привлечены даже артисты Госхора Калмыкии и курсанты Каспийского института морского и речного транспорта), очевидно, обречено на фиаско. Посему, наверное, и образы Наташи Ростовой и Андрея Болконского (Анна Денисова и Богдан Гуенок) не выглядели особо значимыми, хотя именно им композитор подарил россыпь прекраснейших запоминающихся мелодий. Доминирующими стали фельдмаршал Михаил Кутузов (Владислав Попов) и поручик Фёдор Долохов (Глеб Перязев), подполковник Василий Денисов (Сергей Тараненко) и, конечно, и Пьер Безухов (Кирилл Матвеев), чья личность особенно укрупняется к финальным, военным эпизодам оперы… И тут война и пожары трансформируются в бесценное предчувствие победы.

С качеством музыкального воплощения всегда сложно на открытых площадках, так как оно зависит не только и не столько от исполнительского мастерства, сколько от уровня технической поддержки. Но все во главе с дирижером Валерием Ворониным отработали на очень достойном уровне, когда постоянно арии и дуэты перетекают в труднейшие массовые сцены, а трепетные и прекраснейшие вальсы соседствуют с духоподъемными маршами.

Конечно, когда "Война и мир", как это прежде было и с "Русалкой", окажется на подмостках Астраханского оперного театра, постановка обретёт иную оптику, и неизбежно возникнут иные акценты и нюансы. А сейчас Кутузов со знаменитой арией "Величавая, в солнечных лучах", реальный колокольный звон, финальный апофеоз становятся кульминацией эпического действа, которое все-таки дарит надежду на счастье, но которое и сегодня требует борьбы за него.