Отец "Грача" и "Суперджета": каким был жизненный путь выдающегося авиаконструктора Юрия Ивашечкина

"РГ" вспоминает жизненный путь выдающегося авиаконструктора Юрия Ивашечкина
На 92-м году ушел из жизни выдающийся авиаконструктор, создатель штурмовика Су-25 и первый главный конструктор пассажирского самолета SSJ-100 Юрий Викторович Ивашечкин.
Юрий Ивашечкин не мог представить свою жизнь без самолетов,
созданию которых он отдал более 50 лет.
Юрий Ивашечкин не мог представить свою жизнь без самолетов, созданию которых он отдал более 50 лет. / uacrussia.ru

"Авиации он отдал всю свою жизнь. На всем протяжении своей трудовой деятельности Юрий Викторович демонстрировал в работе высочайший профессионализм, четкость и внимание к мелочам, а в отношениях с коллегами это дополнялось доброжелательностью и готовностью всегда помочь окружающим. В том числе с молодым поколением, с которым Юрий Викторович всегда щедро делился своим богатым жизненным опытом", - рассказали корреспонденту "РГ" в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

Юрий Ивашечкин родился в Новосибирске 6 декабря 1933 года. Свое детство и юность он провел в поселках золотоискателей на Алтае. После окончания средней школы в 1951 году поступил в Московский авиационный институт. После его окончания в 1957 году начал работать в Научно-исследовательском экспериментальном институте парашютно-десантного снаряжения, где занимался проектированием и испытаниями парашютов.

Ивашечкин почти 4 года отработал в этом НИИ, но, как сам признавался, все эти годы у него "сохранялась тоска по самолетам". По совету друга-однокашника Олега Самойловича он подал заявление с просьбой перейти в фирму "Сухого". В январе 1961 года его приняли на работу в ОКБ "Сухого" в элитную бригаду общих видов, которая закладывала облик будущих самолетов. В начале 1968 года он одним из первых начинал работы по штурмовику Т-8 (Су-25). Вместе с Олегом Самойловичем, инженером Дмиртрием Горбачевым и преподавателем кафедры тактики академии им. Гагарина Иваном Савченко они сделали первые наброски требований к специализированному самолету поля боя (СПБ).

Работа велась на "нелегальном" положении, втайне от собственного руководства. Только после проработки Ивашечкиным аэродинамической схемы и компоновки самолета проект представили на суд Павлу Осиповичу Сухому, который молниеносно объявил: "Начинаем разработку аванпроекта и строим макет самолета". Поначалу военные скептически отнеслись к проекту, не очень понимая, зачем им нужен такой самолет. Но уже через несколько месяцев оказалось, что штурмовик советской армии все-таки нужен. Так на свет появился знаменитый штурмовик Су-25, или "Грач".

С 1974 года Ивашечкин заслуженно занял должность руководителя этой темы. При его непосредственном участии и под его руководством в эти годы были осуществлены все основные этапы работ по этой теме - от разработки концепции до постройки опытных экземпляров и их испытаний. В 1980 году Юрий Викторович был назначен и.о. главного конструктора и затем в качестве замкомандира группы "Ромб" участвовал в испытаниях будущего штурмовика в условиях боевых действий в Афганистане.

В июне 2025 года опытному самолету Суперджет SJ-100 было присвоено имя "Юрий Ивашечкин"

В качестве главного конструктора он продолжал работы по Су-25 до 1983 года. Начиная с Афганистана "Грач" зарекомендовал себя во всех горячих точках как исключительно высокоэффективная машина с потрясающей живучестью. Нередко "Грачи" возвращались после успешного задания домой на одном двигателе и со множеством попаданий от ракет и зенитных орудий. Сегодня модернизированные Су-25СМ продолжают успешно выполнять боевую задачу в небе Донбасса.

Как напомнили в ОАК, с 1985 года Юрий Викторович перешел на работу в ОКБ Микояна, а в ОКБ Сухого он вновь вернулся только в 2000 году. С 2001 года он начал работать в компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) в качестве Главного конструктора пассажирского самолета Суперджет SSJ-100. Под его руководством и с его личным участием в 2001-2007 годах была разработана аэродинамическая схема и проведена конструктивно-силовая завязка этого самолета. С 2007 по 2013 годы Ивашечкин работал в ГСС в должности советника президента. В июне 2025 года опытному самолету Суперджет SSJ-100 с серийным номером 97003 было присвоено имя "Юрий Ивашечкин". В настоящее время он проходит летные испытания в Жуковском.