04 Сентября | 13 27
Демешин: Тихоокеанская железная дорога полностью готова к эксплуатации
Дмитрий Викторович, поделитесь, пожалуйста, с какими проектами приехал Хабаровский край в этом году на Восточный экономический форум?
Дмитрий Демешин: У нас очень большое количество проектов. Во-первых, это "Хабаровск-сити" - большой инфраструктурный проект, деловой центр, который мы рассчитываем построить в самом центре Хабаровска. Предусмотрены инфраструктурные кредиты, что мы как раз обсуждаем с пулом инвесторов. В пуле не только девелоперы, но и крупные промышленные и банковские группы.
На ВЭФ представим технологические кластеры, которыми мы "окружаем" нашу авиационную промышленность, в том числе производственный центр ПАО "Яковлев". Исходим из того, что необходимо локализовывать продукцию, производить ее на территории Хабаровского края.
Познакомим с другими задумками, которые уже начали воплощать. Это освоение острова Большой Уссурийский, а также почти 3000-метровая канатная дорога, которая свяжет остров и деловой центр, тот самый уже упомянутый мною "Хабаровск-сити".
Готовится ввод новых переделов: это следующие этапы развития Малмыжского горно-обогатительного комбината и Мильканского железорудного месторождения. И все это мы будем обсуждать с нашими инвесторами.
Кроме того, активно растет добыча золота, и сегодня мы рассматриваем с уже действующими участниками проекта строительство аффинажного завода.
В ходе визита в Китай президента России Владимира Путина подписана "дорожная карта" реализации единой концепции развития острова Большой Уссурийский. Что это значит для Хабаровского края?
Дмитрий Демешин: Хабаровский край принимал участие в подготовке "дорожной карты", ведь нам нужен синхронный подход к освоению острова с нашими китайскими партнерами.
Пограничный переход предусматривает движение в обе стороны. Китай его построит в конце 2026 года. Мы, с легким отставанием, запустим погранпереход в 2027-м, но уже в следующем году рассчитываем на действие по временной схеме. То есть туристов мы сможем пропускать уже в конце 2026-го, а полноценный грузопассажирский переход заработает в конце 2027 года. Поэтому мы сейчас не тратим ни одного дня: прокладываем дорогу, она в активной стадии строительства. Уже на 100% готова насыпь под погранпереход, и все это сдаем нашим проектным институтам, чтобы они окончательно проинспектировали реализацию этого этапа. И со следующего года начинаем строительство.
На острове будут Парки дружбы. Мы намерены построить Парк России на нашей части острова. Китайский турист - а мы рассчитываем на два миллиона иностранных гостей в год после запуска всех проектов - должен получить представление, что же такое Россия. И нам есть что показать: и Российской Федерации в целом, и Хабаровскому краю в частности.
Кроме того, у нас есть и агрокластер, и технологические парки. Все это мы уже "приземляем" на острове Большой Уссурийский.
В Хабаровском крае создан очень необычный инфраструктурный проект - первая в новой истории России частная железная дорога. Что может дать Тихоокеанская железная дорога Хабаровскому краю и как ее можно использовать под нужды нашего региона?
Дмитрий Демешин: Уже используем! И это большая наша гордость. В царское время был построен Транссиб, в советское - БАМ. Теперь положена Тихоокеанская железная дорога. Она проходит по северам и является драйвером роста Якутии и северных территорий Хабаровского края. Особенно Хабаровского края, потому что дорога завершается портовой инфраструктурой на нашем побережье. Крупнейший логистический железнодорожный комплекс предполагает возможность развивать разведанные месторождения, которые находятся вдоль железной дороги.
4 сентября наш президент Владимир Путин открывает Тихоокеанскую железную дорогу. Мы вместе с главой Якутии Айсеном Николаевым с гордостью констатируем, что дорога полностью готова к эксплуатации.
Конечно, это придаст импульс развитию всех северных районов Хабаровского края. Кроме этого, решит и массу социальных задач - поможет развитию социальной инфраструктуры и представлению рабочих мест.
В павильоне Хабаровского края на "Улице Дальнего Востока" представлен макет комплекса "Хабаровск-сити". Почему такое внимание уделено именно этому проекту?
Дмитрий Демешин: Мы хотим построить конгресс-холл и свести там воедино компетенции промышленных, технологических, банковских, логистических компаний - всех тех, кто развивает Хабаровский край как крупнейший технологический и промышленный регион, финансирует и сопровождает проекты.
И все это мы планируем поместить в одном месте - в деловом центре. Кроме этого, намерены построить там дополнительное жилье, дополнительную инфраструктуру и, конечно, соорудить спортивные и культурные объекты, чтобы "Хабаровск-сити" стал новым центром притяжения для хабаровчан.
Это очень большой проект, который мы реализуем с помощью частных инвестиций и инвестиционных кредитов российских банков на создание инфраструктуры.
Вы предлагали передать в госсобственность Хабаровский судостроительный завод. С чем связано такое предложение? Каковы перспективы предприятия в ближайшие годы?
Дмитрий Демешин: Он и есть государственная собственность в лице Объединенной судостроительной корпорации, но при этом на протяжении последних лет мы не видим ни одного заказа.
ХСЗ находится на нашей земле. Я узнал, что на предприятии планируют сокращение, что там собираются уволить механиков, инженеров, судостроителей, а следующим этапом может быть распродажа завода на земельные участки. Как губернатор я этого допустить не могу. Поэтому регион берет на себя не свойственную ему функцию, но мы обеспечим своими краевыми заказами завод. Постараемся реализовать программу развития перевозок по Амуру - и в рамках перевалки грузов, и в рамках туристического круизного судоходства.
Кроме того, у нас большие планы по развитию Хабаровского края, и во многом они сопряжены с водными артериями и с теми судами, которые, я рассчитываю, мы своими силами построим на Хабаровском судостроительном заводе. Так мы сохраним производственные мощности ХСЗ для хабаровчан, а для высокопрофессиональных сотрудников - возможность остаться и работать в Хабаровске.